Вагон бункерного типа.
Вагон бункерного типа (рис.10)— крытый грузовой вагон для перевозки грузов (сыпучих: мука, зерно, цемент, Негашёная известь, щебень, неагрессивных нефтепродуктов: вязкий нефтебитум и нефтяной кокс), снабженный бункером — ёмкостью для груза и бункерным устройством, позволяющим загружать и разгружать груз без ориентирования — «навалом». [9]
Бункерного типа. Собственно вагоны бункерного типа 4-осные, отличаются от хопперов наличием нескольких ёмкостей (бункеров), смонтированных на одной раме.
▬ для нефтебитума, модель 17-494, изготовлялись ДВЗ им. газеты «Правда» — 4 бункера, полезным объёмом по 11,6 м³; изготавливался с 1978 года; разгрузка производилась наклоном бункеров на 85°;
▬ для нефтебитума, модель 17-431, изготовлялись ДВЗ им. газеты «Правда» — 4 бункера, полезным объёмом по 10 м³; изготавливался с 1970 года; разгрузка производилась наклоном бункеров на 85°;
Рисунок 10 — Вагон бункерного типа для перевозки муки
▬ для нефтебитума (с облегчённой рамой), модель 17-Б862, изготовлялись ДВЗ им. газеты «Правда» — 4 бункера, полезным объемом по 10 м³; изготавливался с 1963 года; разгрузка производилась наклоном бункеров на 85°;
▬ для бестарной перевозки муки, модель 17-486, изготовлялись СВЗ — 4 бункера, полезным объёмом по 21,5 м³; разгрузка производится через нижние люки подачей повышенного давления в ёмкости;
▬ для бестарной перевозки муки, модель 17-4020, изготовлялись СВЗ — характеристики, как у модели 17-486;
▬ для гранулированных полимеров, модель 17-917, изготовлялись СВЗ — 4 бункера, полезным объемом по 20 м³; изготавливалась с 1982 года; разгрузка так же, как в модели 17-486;
▬ для гранулированных полимеров, модель 17-495, изготовлялись СВЗ — характеристики те же, что и у модели 17-917; изготавливалась с 1984 года;
Хопперы.
Хоппер (рис.11) — саморазгружающийся бункерный грузовой вагон для перевозки массовых сыпучих грузов: угля, руды, цемента, зерна, балласта. Кузов имеет форму воронки, в нижней части расположены люки, через которые груз высыпается при разгрузке под действием силы тяжести, что способствует быстрой разгрузке. [10]
Рисунок 11 – Хоппер для цемента
Существуют два основных типа хопперов — открытые и закрытые. Закрытые применяются для тех грузов, которые необходимо защищать от атмосферных осадков. Открытые используют для транспортировки грузов, которые можно легко высушить без вредных последствий. Также различают хопперы с разгрузкой груза в междурельсовое пространство или на сторону от железнодорожного пути, с механизированным или ручным открыванием разгрузочных люков. По конструкции хопперы выполняются с кузовом, имеющим торцевые стенки с наклоном 41—60°, для выгрузки груза самотёком и разгрузочные бункеры с люками, открывающимися при разгрузке.
Открытые хопперы используют для перевозки горячего агломерата и окатышей, угля, торфа, кокса. Обшивка кузова хоппера для горячих окатышей, агломерата и кокса в отличие от других типов вагонов не соединяется жёстко с несущим каркасом боковых и торцевых стен, что исключает коробление кузова под действием высоких температур и обеспечивает лёгкую замену при повреждениях. Открытые хопперы, как правило, имеют дистанционную автоматизированную систему разгрузки груза на обе стороны железнодорожного пути, управляемую с помощью сжатого воздуха, поступающего от силовой установки локомотива. Более широкое использование роторных вагоноопрокидывателей позволяет сократить использование открытых хопперов.
Закрытые хопперы применяют для перевозки зерна, цемента, технического углерода (сажи). Груз выгружается в междурельсовое пространство, крышки разгрузочных люков открываются вручную. Для перевозки минеральных удобрений применяют крытые хопперы с разгрузкой на сторону от железнодорожного пути с помощью сжатого воздуха.
Хопперы имеют типовые двухосные тележки, автосцепное и автотормозное оборудование. Механизм открывания крышек разгрузочных люков имеет пневматический или ручной привод.
Отдельной разновидностью являются хоппер-дозаторы (рис12). Хоппер-дозатор — транспортное средство для перевозки, механизированной выгрузки, укладки в путь, дозирования и разравнивания балласта при строительстве, ремонте и текущем содержании железнодорожного пути. Первые хоппер-дозаторы созданы в СССР в начале 50-х годов. Кузов хоппер-дозатора цельнометаллический бункерного типа, имеет четыре разгрузочных устройства с крышками, а также дозирующее устройство. Рама дозирующего
Рисунок 12 – Хоппер-дозатор
устройства при разгрузке находится над поверхностью пути на высоте, равной толщине отсыпаемого балластного слоя. Управление дозирующим и разгрузочным устройствами осуществляется пневмосистемой. При движении хоппер-дозатора крышки открываются пневмоцилиндрами, балласт высыпается и разравнивается рамой дозатора слоем заданной толщины. В зависимости от принятой технологии путевых работ возможны различные варианты выгрузки балласта: на середину пути, в междупутье, на обочину или на всю ширину пути. Перемещение хоппер-дозатора осуществляется локомотивом. Сжатый воздух в пневмосистему подаётся компрессором, который расположен в локомотиве или специальном вагоне сопровождения. Для перевозки балластных материалов формируются составы из 20—25 вагонов (хоппер-дозаторные вертушки). Грузоподъёмность хоппер-дозатора 60 тонн, вместимость кузова 33,4 кубических метра, скорость движения при разгрузке 2—5 километра в час, собственная масса 23 тонны.
Думпкары
Думпкар — грузовой вагон для перевозки и автоматизированной выгрузки вскрышных пород, угольно-рудных грузов, грунта, песка, щебня и других подобных грузов.[11]
Для обеспечения необходимой прочности пол кузова думпкара сделан многослойным, он состоит из уложенного на раму нижнего стального листа, амортизирующей прослойки и верхнего стального листа (пакета листов). Амортизирующей прослойкой обычно служат деревянные брусья толщиной 60…75 мм. У большегрузных думпкаров для тяжёлых условий работы между верхним настильным листом и деревянными брусьями дополнительно укладывается усиливающий лист высокопрочной стали толщиной 30…45 мм. Нижняя рама думпкара имеет мощную хребтовую балку из двутавровых балок, усиленных листами, и оборудована автосцепками, тормозными приборами и другими устройствами.
В отличие от других грузовых вагонов, думпкар (рис.13) имеет кузов, наклоняющийся при выгрузке груза, и борта, откидывающиеся при наклоне кузова. Наклон кузова обеспечивается пневматическими цилиндрами, шарнирно подвешенными на кронштейнах нижней рамы вагона. Сжатый воздух подаётся по трубопроводу от компрессора локомотива.
Рисунок 13 – Думпкар
Регулировка давления осуществляется дистанционной системой управления. В исходное положение после разгрузки кузов устанавливается под действием собственного веса или принудительно (разгрузочными пневмоцилиндрами).
— грузоподъемность — до 180 т;
— объем кузова — до 70 м³;
— габариты: высота — до 3620 мм, ширина — до 3520 мм;
— длина по осям сцепления автосцепок — до 17630 мм.
Конвейеры
Конвейер — машина непрерывного транспорта, предназначенная для перемещения сыпучих, кусковых или штучных грузов. Конвейеры широко используются при комплексной механизации портов [12]. Главным преимуществом использования конвейеров при погрузке, разгрузке водного транспорта является возможность транспортировки грузов на большие расстояния. Например, если склад и баржа находятся на большом расстоянии друг от друга, не всегда экономически выгодно или технически трудноосуществима возможность использования другой подъёмно-транспортной техники.
В зависимости от направления перемещения объектов конвейеры делятся на: горизонтальные, вертикальные, наклонные. В зависимости от типа груза: насыпные, штучные. В зависимости от выполняемых функций: транспортировочные, сборочные. В зависимости от размещения самого конвейера или деталей: напольные, подвесные. В зависимости от тягового органа: ленточные, цепные, канатные; без тягового органа: гравитационные, инерционные, винтовые. В зависимости от грузонесущей конструкции (с тяговым органом): ленточный, гладкий, профилированный, карманный, пластинчатый, люлечный, скребковый, ковшовый.
В зависимости от расположения рабочего места работника:
▬ рабочий (рабочее место работника находится на конвейере — движется вместе с конвейером),
▬ распределительный (фиксированное место работы работника).
Наиболее распространённым видом конвейера, является ленточный конвейер (рис. 14). Свыше 85% всех конвейеров – ленточные коныейеры.
В различных сферах промышленности и народного хозяйства конвейеры нашли широкое применение, так как позволяют транспортировать практически любые виды грузов (кроме жидких) в горизонтальном и наклонном направлениях, реализовать разнообразные схемы транспортных операций. Широкое использование ленточных конвейеров связано с тем, что они просты по конструкции и в эксплуатации, надежны в работе, экономичны, имеют широкий диапазон производительности.
Рисунок 14 — Ленточный конвейер
Конвейер состоит из следующих основных узлов: 1 — приводной барабан; 2 — рабочая ветвь ленты; 3 — желобчатая роликовая опора; 4 — прямая роликовая опора; 5 — разгрузочная тележка; 6 — загрузочное устройство; 7 — станина; 8 — натяжной барабан; 9 — стальной трос; 10 — груз.
Ленточный конвейер состоит из замкнутого тягового элемента (ленты), являющегося одновременно и рабочим элементом, который перемещается по стационарным роликовым опорам и огибает направляющие устройства. Верхняя ветвь ленты 2, на которой расположен груз (обычно ее называют рабочей ветвью), движется по стационарным желобчатым роликовым опорам 3. Нижняя часть ленты (обычно ее называют холостой) движется, опираясь на прямые роликовые опоры 4. Лента приводится в движение от приводного барабана 1, связанного через передаточный механизм с электродвигателем.
Движение ленты осуществляется за счет силы трения между приводным барабаном и лентой, которая возникает при обеспечении достаточного предварительного натяжения тягового элемента. В показанном на рисунке конвейере использовано горизонтальное грузовое натяжное устройство, состоящее из натяжного барабана 8, связанного стальным тросом 9 с набором грузов 10. Роликовые опоры, приводное и натяжное устройства крепят к станине 7, изготовленной из стального профиля (уголок, швеллер). Груз на ленту поступает через устройство 6 и может быть выгружен с транспортера в любой точке при помощи разгрузочной тележки 5. Такая схема ленточного конвейера достаточно характерна для этой разновидности машин непрерывного транспорта.
Танкеры
Танкер — морское или речное грузовое судно, предназначенное для перевозки наливных грузов (рис.15). Корпус танкера представляет собой жесткий металлический каркас, к которому прикреплена металлическая обшивка. Корпус делится перегородками на ряд отсеков (танков), которые заполняются наливными грузами. Объём одного танка может составлять от 600 до 10 000 м³ и более для крупнотоннажных танкеров. [15]
Наиболее распространены танкеры для перевозки нефти и нефтепродуктов, но танкеры используют для перевозки и других жидких грузов, в том числе пищевых продуктов (например, вина или питьевой воды).
Категории танкеров — в зависимости от дедвейта:
GP (General Purpose) — малотоннажные танкеры (6000—16 499 т); используются для специальных перевозок, в том числе для перевозок битумов;
Рисунок 15 – Танкер (строящийся)
GP — танкеры общего назначения (16 500—24 999 т); используются для перевозок нефтепродуктов;
MR (Medium Range) — среднетоннажные танкеры (25000—44999 т); для перевозок нефти или нефтепродуктов;
LR1 (Large/Long Range1) — oiler — крупнотоннажные танкеры 1 класса (45000—79 999 т); используются для перевозок темных нефтегрузов;
LR2 — крупнотоннажные танкеры 2 класса (80 000—159 999 т);
VLCC (Very Large Crude Carrier) — крупнотоннажные танкеры 3 класса (160 000—320 000 т);
ULCC (Ultra Large Crude Carrier) — супертанкеры (более 320 000 т); для перевозок нефти со Среднего Востока до Мексиканского залива.
FSO (Floating Storage and Offloading unit) — супертанкеры (более 320 000 т); для хранения и выгрузки нефти на более мелкие танкера.
Баржи
Несамоходное грузовое судно [16]. По району плавания различают Баржи речные, озерные и морские. По роду перевозимого груза сухогрузные, наливные, универсальные Баржи (рис. 16). К сухогрузным относятся:
▬ баржи-площадки для перевозки грузов на палубе;
▬ баржи бункерного типа, имеющие один открытый трюм с гладким дном и бортами;
▬ трюмные баржи с грузовыми люками и без второго дна;
▬ тентовые баржи, имеющие легкую надстройку по всей длине грузовой части с люками в крыше и полупортами в стенках;
▬ наливные и универсальные Баржи в зависимости от рода груза могут быть;
▬ с двойными бортами;
▬ с ячеистой конструкцией танков;
▬ с вкладными цистернами;
Рисунок 16 – Баржи, объединённые в составы
Грунтоотвозные наливные Баржи (шаланды) для транспортировки грунта от дноуглубительных снарядов преимущественно саморазгружающиеся со створками в днище.
В последнее время появились Баржи обеспечения морских буровых платформ. По способу движения Баржи разделяются на буксируемые и толкаемые. Речные и озерные толкаемые Баржи наиболее распространены и оборудуются в корме устройствами для соединения с буксиром-толкачом: у них нет надстроек и рулевого устройства. По материалу корпуса различают стальные, железобетонные и деревянные Баржи. Водоизмещение речных Барж не превышает 4 тыс. т, озерных и морских — 10 тыс. т. Для перевозки на баржевозах применяют специальные Баржи стандартных размеров грузоподъемностью от 200 до 850 т.
Портальные краны.
Портальный кран — полноповоротные стреловые краны, поворотная часть которых установлена на портале, передвигающемся по рельсам, проложенным на земле или эстакаде. [13, 14]
Различают перегрузочные (грейферные и крюковые) и монтажные (строительные и судостроительные и др.) краны.
Устройство портальных кранов.
Описание конструкции порталов. В зависимости от числа перекрываемых железнодорожных путей порталы бывают одно-, двух- и трёхпутными. Порталы различаются:
По типу присоединения опор к верхнему ригелю:
По числу присоединений опор к верхнему ригелю:
Рисунок 17 – Портальный кран
По числу соединений с ходовой частью:
По способу образования конструкции:
На конструкцию портала влияет тип опорно-поворотного устройства. Механизмы поворота имеют обычную конструкцию с червячным или зубчатым редуктором, конической или многодисковой муфтой предельного момента и открытой зубчатой или цевочной передачей.
Источник