Стенка потолок две ступеньки дзынь звонок
Прикоснуться к малышу, приласкать, поиграть, ласково потормошить свое чудо, спеть песенку — раньше все это называли «пестовать». Из глубины веков пришло к нам еще одно замечательное, емкое слово «потешки», что значит потешить малыша веселым ритмичным движением, смешным звуком, рифмованной строчкой с именем ребенка.
Каждая мама умеет рассказать малышу о своей любви и нежности — объятиями, добрыми словами, колыбельными песнями…
Каждой маме знаком и иной язык общения с младенцем — язык прикосновений, движений, простого массажика. Здесь нет и быть не может комплексов специальных упражнений с определенным набором одних и тех же движений. Хорошо то, что нравится именно сейчас, что ближе в данный момент дня. Все игры с малышом незаметно, как бы сами собой распределяются по дню — и в мыслях нет, что это «обязательно», «необходимо».
Главное — настроение.
У вас сейчас хорошее настроение, вы хотите своей радостью поделиться с малышом, передать ему свои эмоции — начните поглаживать ручки, ножки ребенка. Кстати, всегда «телесный разговор» проводите мягкими, ласковыми руками, тепло и нежность маминых рук ребенок помнит очень долго… Если вы видите, что малыш радостно тянется к вам, он расположен к игре, он не просто смотрит на вас, он само внимание — начинайте игровое занятие. С чего-нибудь душевного и бодрого:
Стенка, стенка, потолок, Две ступеньки и звонок. Дзинь! | (касаемся губок, нажимаем «кнопку» носика) (трогаем одну щечку, вторую, лобик) |
(растираем кулачками щечки малыша) |
Настроившись на веселое общение, начинайте выстраивать малыша «в лад» — я это так называю. В этом возрасте (в младенчестве) мама действительно в силах своими руками «слепить» ребенка. Не обязательно знать специальные приемы — выравнивайте, подтягивайте, «выстраивайте» младенца, начиная со всем известных «Потягушечек»:
Потягушечки-порастушечки, От носочков и до макушечки. Мы потянемся, мы потянемся, Маленькими не останемся! |
Этой игры хорошо открывать каждое новое утро — она дает заряд бодрости на весь день. Считайте «Потягушеньки» вашим материнским напутствием младенцу на предстоящий новый день, полный движений, открытий, радости!
Потягушеньки-порастунюшки, Поперек толстунюшки, В ножки — ходунюшки В ручки — хватунюшки, В роток — говорок, А в головку — разумок! |
Простыми пестушками задаются и движения, и ритм, и настроение малышу. После «Потягушенек» настает черед поглаживаний:
Папа-еж, папа-еж, Ты нам спинку не потрешь? | (поглаживаем малыша по спинке ладонями от попки до плечиков) |
(берете за ручки и, поглаживая, |
Если малыш не возражает, то игровую разминку считайте законченной. Если ребенок «требует продолжение банкета» — играйте дальше, все остальное останется на завтра.
Игра на ладошке.
Для младенца очень важны игры «с участием» ладошек, пальчиков, ручек. Потому что человеческая рука — как бы вынесенные вперед мозги: чем больше занимаешься, тем интенсивнее происходит развитие ребенка, в том числе и интеллектуальное. Нельзя, чтобы детская ладошка была замкнута, зажата, надо «открыть» ее для разнообразной информации. Никогда не пользуйтесь одеждой с зашитыми рукавами (распашонками, кофточками), специальными «варежками»-антицарапками: ладошка должна быть открыта миру с рождения!
Птичка, птичка, вот тебе водичка, Вот тебе и крошки на моей ладошке. | (пальцем водим по ладошке) (ласково пощипываем ладошку) |
И здесь все хорошо.
Чем больше вы прикасаетесь к малышу, тем отчетливее он осознает границы собственного тела, быстрее учиться координировать свои движения. Во время веселой игры постарайтесь «увидеть» всего малыша — заглянуть в каждую складочку, рассмотреть каждую родинку. Вы как бы говорите ножке, коленке, плечику, ручке — «и ты нужна, и здесь все хорошо».
Куй-куй, ковалек, Подкуй сапожок. На маленьку ножку Золоту подковку. | (тыльной стороной ладони постукиваем по пяточкам малыша) |
(круговой массаж пяточки) (нажимаем на большой пальчик ноги) |
В ямку — бух.
Есть замечательные игры, развивающие в ребенке чувство предвосхищения, что чрезвычайно важно для его психического, эмоционального развития. Вспомним «Козу-дерезу»: мы еще только начинаем играть, буквально первые слова произносим, а глаза малыша уже загораются — он знает, он ждет — сейчас что-то будет! В дальнейшем у ребенка формируются (не без помощи простых, казалось бы, народных игр) важнейшие формы предчувствия — например, интуиция. В который раз убеждаешься: насколько незамысловаты и просты народные игры-потешки, настолько они и мудры.
Идет коза рогатая За малыми ребятами. Забодаю-забодаю, Забодаю-забодаю! |
Умейте выбрать свое.
Старайтесь охватить игрой всего малыша, прямо с головой окуните его в мир радостных, полезных движений. Ведь, где весело и интересно, там и приятно. Когда у младенца «неровная» складочка, он сам чувствует дискомфорт, только сказать не может. Выравнивая эту складочку, «работая» с его ножками вы, сами того не замечая, устраняете дискомфорт. Малышу это в удовольствие — он начинает улыбаться, смеяться, ему весело! Но как только вы заметили, что ваш грудничок отвлекается, ему стало интереснее что-то другое, надо сразу прекращать игровые занятия. Понаблюдайте внимательно, и через несколько дней вы будете точно знать, в какие моменты дня малышу хочется играть. Больше того: как опытные мамы совершенно точно различают плач младенца («мне грустно без тебя», «я голоден», «мне холодно», «я устал», «у меня болит животик»), точно также можно научиться понимать и другие «запросы» маленького ребенка. Подбирайте свои игры (их великое множество!), сверяясь с собственным настроением, желанием, опытом. Знаю, что многие мамы недоумевают — «станем мы в 21 веке учить народные песенки…». Согласна, раньше было проще — люди жили в больших семьях, устное народное творчество для детей передавалось из поколения в поколение. Но, возможно, именно сейчас настало самое подходящее время восстановить эти традиции — поверьте, ничего лучшего, чем потешки-пестушки, пока не придумано.
Не считайте время, потраченное на поиски народных потешек, пестушек, песенок, прибауток, колыбельных, напрасным. Вдумайтесь, вчитайтесь в литературную кладовую народной мудрости: возможно, именно здесь спрятана тайна загадочной русской души…
Алена Лебедева —
руководитель программ по подготовке к родам, автор курса «Потягушеньки» , инструктор курса подготовки к родам «Навстречу к малышу» Центра поддержки семьи «Рождество».
Источник
Потешки для гимнастики и массажа
Автор: · Опубликовано · Обновлено
Разминка
Стенка, стенка, потолок, (трогаем одну щечку, вторую, лобик)
Две ступеньки и звонок. Дзинь! (касаемся губок, нажимаем «кнопку» носика)
Два пожарника бежали, (растираем кулачками щечки малыша)
Эту кнопочку нажали.
Дзинь-дзинь-дзинь! (дотрагиваемся до носика)
Знакомство с пальчиками
(Поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
Зарядка с Буратино
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Вместе с ребенком декламировать стихотворение,
выполняя все движения по тексту.)
Рельсы,рельсы…
Рельсы,рельсы (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы (проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый («едем» ладонью по спине)
Из последнего окошка
Вдруг посыпались горошки (стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали (стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали (щипаем спинку)
Пришла лисичка, (гладим спинку)
Хвостиком помахала
Прошёл слон, («идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха, («идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
Поставил стол, (изображаем — стол кулаком)
Стул, (стул — щепотью)
Печатную машинку. (печатную машинку — пальцем)
Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил. («кладем письмо» за шиворот)
Массаж животика
Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живёт?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котёнок.
Улыбается ребёнок.
Знакомимся с телом
Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Катю хвать за плечики.
(подставляйте имя своего ребенка)
Источник
Стишки для малышей
Стенка (трогаю шечку),
Стенка (другая шечка),
Потолок (лобик),
Две ступеньки (губки)
И звонок (носик)… Дззиньь!
Ладушки-ладушки
Где были? У бабушки. (когда ребенок постарше, он может сам отвечать)
Что ели? Кашку. (показываем, как едим)
Что пили? Бражку. (показываем, как пьем)
Попили-поели, встали, полетели, (машем руками)
И на головку сели. (кладем руки на голову)
Мальчик-пальчик
(Пальцы сжаты в кулачок)
— Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(разгибается большой палец)
— С этим братцем в лес ходил,
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил,
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы
Едет поезд запоздалый
Из последнего окошка
Проса сыпется немножко
Пришли куры поклевали
Пришли гуси пощипали
Пришел слон топ-топ,
слониха топ-топ-топ,
слоненок топ-топ-топ-топ-топ,
Пришел дворник, все подмел
Чисто-чисто-чисто
Потом принёс стол, стул
Сел писать письмо
«Дорогой жене и дочке, дзынь (пощекотать под мышкой) точка (или Тире-точка, тире-точка (точечки под мышками))
Высылаю Вам цветочки, дзынь точка
Жене — апельсины, а дочке — мандарины
Дзынь, дзынь, точка.
Высылаю вам чулочки
тире-точка, тире-точка
Письмо положил в конверт, запечатал и поставил печати
Раз, два, три, четыре, пять (кулачком прижимаем по всей спинке)
Отправил письмо
Письмо шло-шло-шло (медленно рукой вниз по позвоночнику)
И пришло (лёгкий шлепок по попе)
Забодаю (коза)
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами (девчонками)
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет —
Забодает, забодает!
Этот пальчик
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
Сорока-ворона
(Водим пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона
Кашку варила,
Деток кормила.
(загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
— Ты дров не пилил!
— Ты воду не носил!
— Тебе нет ничего!
Кискино горе
Плачет Киска в коридоре.
У нее
Большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть
Сосиски!
Мишка косолапый
Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенку поет.
Вдруг упала шишка —
Прямо мишке в лоб!
Мишка рассердился
И ногою топ!
Водичка-водичка
Водичка-водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Петушок — золотой гребешок
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Ване спать не даешь?
Пошел котик на торжок
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть,
Или Ване снесть?
Я и сам укушу,
Да и Ване снесу.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу —
Потому что он хороший.
****
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается.
Сейчас я упаду!
На лошадке ехали,
До угла доехали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке – пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везёт,
Надо сесть в самолёт.
Самолёт летит,
В нём мотор гудит:
У-у-у!
Как тебя зовут, дружок?
А меня зовут „Горшок“!
Я спасаю всех детей
От разных неприятностей.
Если будем мы дружить,
Будешь ты сухим ходить!
Ты гуляй, играй, читай,
Но про меня не забывай!
Посиди, не торопись,
Сделай мамочке сюрприз!
У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
— А много ли прислать?
— Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня еще маленький!
А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
— Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
— Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
— Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждем, не дождемся,
Когда же ты снова пришлешь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!
А потом позвонили зайчатки:
— Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвонили мартышки:
— Пришлите, пожалуйста, книжки!
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
— Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Но он только „му“ да „му“,
А к чему, почему —
Не пойму!
— Повесьте, пожалуйста, трубку!
А потом позвонили цапли:
— Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!
И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
То тюлень позвонит, то олень.
А недавно две газели
Позвонили и запели:
— Неужели
В самом деле
Все сгорели
Карусели?
— Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели-карусели!
Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
— Неужели
В самом деле
Все качели
Погорели?
Что за глупые газели!
А вчера поутру
Кенгуру:
— Не это ли квартира
Мойдодыра? —
Я рассердился, да как заору:
— Нет! Это чужая квартира.
— А где Мойдодыр?
— Не могу вам сказать.
Позвоните по номеру
Сто двадцать пять.
Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть.
Но только я лег —
Звонок!
— Кто говорит?
— Носорог.
— Что такое?
— Беда! Беда!
Бегите скорее сюда!
— В чем дело?
— Спасите!
— Кого?
— Бегемота!
Наш бегемот провалился в болото.
— Провалился в болото?
— Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете —
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот.
— Ладно! Бегу! Бегу!
Если могу, помогу!
Ох, нелегкая это работа —
Из болота тащить бегемота!
Источник