Станция «Белорусская» Кольцевой линии
А пока станция «Белорусская» Кольцевой линии, которая была открыта 30 января 1952 года в составе второго пускового участка «Курская» — «Белорусская».
1. Конструкция станции — пилонная глубокого заложения (глубина — 42,5 метра) с тремя сводами. Авторы проекта — И. Г. Таранов, З. Ф. Абрамова, А. А. Марова и Я. В. Татаржинская. Диаметр центрального зала — 9,5 метров. В 1951 году И. Г. Таранов, Н. А. Быкова и Г. И. Опрышко получили за работу над проектом Сталинскую премию.
2. Переход на станцию «Белорусская» Замоскворецкой линии.
3. У станции два вестибюля — наземный и подземный. Первый (западный, наземный) вестибюль открылся в 1952 году (архитекторы: Н. А. Быкова, А. А. Марова, И. Г. Таранов, З. Ф. Абрамова, Я. В. Татаржинская, художник Г. И. Опрышко, скульптор С. М. Орлов, С. М. Рабинович, И. А. Слоним), второй (восточный, подземный) — в 1997 году. На фотографии как раз новый выход в город. Когда-то здесь размещалась скульптурная группа «Советская Белоруссия» (автор — М. Г. Манизер), демонтированная во время строительства нового выхода.
4. При открытии на платформе был асфальт, а в центральном зале был красивейший пол из многоцветной (серой, белой и красной) керамической плитки, выполненный как традиционная белорусская вышивка. При реконструкции, проведённой в 1994 году, весь пол была заменен на полированный гранит со значительным упрощением оригинального узора.
5. Выход в город.
6. Наземный вестибюль.
7. Шестиугольный купольный эскалаторный зал осложнён шестью арками: для входа, выхода, эскалаторного тоннеля и три декоративных. Над арками огромные сводчатые окна с металлическими решётками.
8. Новый вестибюль, открытый в 1997 году.
9. Стена между дверями на выход и дверями на вход украшена майоликовым панно португальского художника Грасы Мораиш. Это панно — дар Мэрии Лиссабона Московскому метрополитену в ознаменование 850-летия столицы.
10. 5 февраля 2001 года в 18:45 по московскому времени на станции произошёл взрыв. Бомба была заложена под мраморную скамью, расположенную на платформе. Благодаря большому весу скамьи, которая смягчила удар, последствия взрыва были не очень большими.
11. С мая по декабрь2010 года пересадка была закрыта на реконструкцию. Полностью реконструирован эскалаторный наклон, ведущий на станцию. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново, на него установили модернизированные эскалаторы Е25Т с балюстрадами из нержавеющей стали и улучшенными техническими характеристиками. Тогда же появились стеклянные стенки на переходных мостиках.
12. Переход так же был полностью реконструирован: произведена замена гранитного покрытия пола, обновлена мраморная облицовка стен, бережно отреставрирована знаменитая монументальная скульптурная группа «Белорусские партизаны», восстановлена флорентийская мозаика на темы народного белорусского орнамента в оформлении арок. При этом исторический архитектурный облик перехода был полностью сохранён.
13. В оформлении арок перехода использована флорентийская мозаика на темы белорусского национального орнамента. Архитектор станции «Белорусская» Н. А. Быкова отмечала, что хотя переход слабо удался, но арки, ведущие на Кольцевую линию, получились красивыми. Над их оформлением работал художник Г. И. Опрышко совместно с архитектором И. Г. Тарановым.
14. Тема художественного оформления станции — хозяйство и культура Белоруссии. Украшением потолка является лепной орнамент, который представляет собой рельефные, выпуклые и вдавленные, геометрические фигуры: квадраты, многоугольники, полосы с декоративными рельефами внутри — венками и колосьями. Его делали необычно: рисунок был оттиснут на асбоцементном зонте, защищающем станцию от воды, которая может просочиться сквозь швы тюбинга, и ещё на заводе на нём закрепили декоративные фарфоровые вставки.
15. По оси свода центрального зала расположены 12 мозаичных панно, отображающих жизнь белорусского народа (выполнены в технике флорентийской мозаики по эскизам художника Г. И. Опрышко мастерами С. Волковым и И. Морозовым). На одном из панно были изображены труженицы, вышивающие портрет Сталина; во времена Хрущёва с панно был убран портрет Сталина, а на его месте появился орден Трудового Красного Знамени.
16. На мой взгляд, одна из красивейших станций метро.
17. Внезапно. Впервые увидел, что при пассажирах перегоняют снегоуброчную машину СМ-2.
18. А теперь теория!
19. Это сканы из книги «Тоннели и метрополитены» издательства Транспорт.
20. Книга была выпущена в 1975 году и статья про пилонные станции адаптирована под уже современный лад. Но в целом, пилонные станции Кольцевой линии выглядели примерно так же.
23. Типовая пилонная станция, но более позднего проекта.
24. А теперь сканы из книги «Московский метрополитен», изданной в 1952 году.
25. Асфальтовый пол на платформе.
27. Центральный зал с родным полом.
28. И панорама станции.
. кликабельно.
Источник
bluesmaker
BluesMaker`s home
Фото и немного текста
Станция метро «Белорусская» Кольцевой линии — это оживленный пересадочный узел. Помимо пересадки на Замоскворецкую линию, основной пассажиропоток через нее направлен на Белорусский вокзал. Оформление станции во многом связано именно с расположением вокзала. Тематика оформления — благостная жизнь в советской Белоруссии. Станция очень интересная, посмотрим.
Фото павильона. Чем оно примечательно? Во-первых тут еще старое название метрополитена им. Кагановича, а во-вторых поглядите, какие крутые светильники стоят перед пилонами!
Вообще площадь перед Белорусским вокзалом сильно потеряла в своей привлекательности сегодня.
Отличное фото павильона с высоты птичьего полета.
Со временем светильники исчезли.
А вот станционный зал — просто шикарен. Особого шика добавляет мозаика на полу в виде национального белорусского узора. Круче просто некуда.
До открытия восточного вестибюля в 1997 году в глухом торце станции стояла скульптурная композиция «Советская Белоруссия». Говорят, что ее хотели даже сохранить и поднять на поверхность, но из-за сложности этого процесса попилили на части и уже не стали собирать. Еще говорят, что якобы за скульптуру хлопотал президент Белоруссии Лукашенко и якобы он просил отдать скульптуру Белоруссии. Но в итоге она была утрачена. Очень и очень жаль!
1. У станции два вестибюля. Один наземный западный, совмещенный с павильоном, открыт вместе со станцией, а второй вестибюль подземный, из него можно выйти в сторону Лесной улицы. Над лестничными сходами построены застекленные павильоны, довольно лаконичного вида.
2. Особенностью сдвоенного лестничного схода является то, что второй сход поворачивает на девяносто градусов из за особенности застройки в этом месте. Вестибюль с выходом открыли в 1997 году в год 850-летия Москвы.
3. В торцевой стене вестибюля майоликовое панно, подаренное мэрией Лиссабона. Кстати подобное оформление майоликой, или как называют это португальцы азулежу, типичнейшая португальская фишка. В Лиссабонском метро многие станции отделаны именно подобной расписной плиткой. Сюжет — дружба народов всех национальностей и цветов кожи.
4. О том. в честь чего появилось панно, есть соответствующая табличка. Кстати это не единственное майоликовое панно появившееся к 850-летию Москвы. Очень интересное панно есть и на ст.м. «ВДНХ», которая тоже обзавелась еще одним вестибюлем в 1997 году. Кстати, выходные павильоны из подземного вестибюля там очень похожи на те, что установлены здесь, на «Белорусской». Совпадение? Не думаю. Это первые ласточки унификации павильонов. Вспоминаются сразу «Алма-Атинская» и «Пятницкое шоссе» или «Лермонтовский проспект» и «Жулебино»
5. Кроме основного панно на стенах тоже рисунки, выложенные плиткой. Обратите внимание на голубую полосу из плиток. Плитки неравномерного цвета — это говорит о том, что это реальный хэнд-мэйд, ручная работа. Кроме панно, вестибюль ничем не примечателен, тут стоят,кстати еще старые валидаторы.
6. Спускаемся на эскалаторе вниз и там еще один небольшой зал с гермозатвором и вдалеке видна лестница на платформу.
7. А вот наземный вестибюль — это как и положено станции, находящейся на Кольцевой линии, монументальное и пафосное здание. Само по себе являющееся произведением архитектурного искусства. Вверху, между группами тружеников и тружениц видно, что Кагановича, поменяли на Ленина.
8. Над входной группой крутейшее металлическое позолоченное панно на сельскохозяйственную тему. В центре буква «М» Еще одно написание. На каждой станции свое.
9. Интересно, а что было вот там между входными группами в средней арке?
11. Кассовый зал очень интересный, он овальной формы. По длинной стороне расположены окошки касс.
12. Такой вот потолок.
13. Гермозатвор перед входом в эскалаторный зал. Даже панели, закрывающие механизм затвора позолочены. Неплохо.
14. Зал круглой формы с традиционным куполом. Валидаторы старые, а один слева почему то новый.
15. И тут тоже тантамареска. Здесь можно сфотографироваться в образе дежурной у эскалатора.
16. Эскалаторный зал симметричный. С одной стороны в арках за деревянными дверями кабинки с телефонами. Обязательный атрибут раньше, сейчас совершенно потерявший свое значение.
17. С противоположной стороны — выход.
18. Потрясающе красивые деревянные двери.
19. Немного деталей.
21. Спускаемся по эскалатору вниз, на станции еще один затвор.
22. В центре зала переход на Замоскворецкую линию.
23. Непонятно зачем застеклили проемы на переходном мостике. Неужели боятся, что кто то туда упадет? А что были такие прецеденты? Выглядит, если честно по-уродски. Уж если делать, то делать надо было наверное с уважением к историческим интерьерам.
24. В переходе тоже не поскупились на отделку.
25. Небольшой аванзальчик. Тут симпатичная отделка потолка, а арки обрамлены узорами из флорентийской мозаики.
26. В арках, которые ведут на Кольцевую еще и декоративные панно, которые перекликаются с панно перед входом в наземный павильон. Красота.
27. Есть мнение, что архитектор Н.А. Быкова, которая участвовала в разработке проектов обеих «Белорусских» в проекте «Белорусской» Кольцевой линии воплотила те идеи, которые не удалось реализовать в станции Замоскворецкой линии. Поэтому тут тот же потолок со стилизованными кессонами, но гораздо более декоративный.
28. Причем, подобный потолок и в боковых залах. Путевая стена отделана плиткой с вставкой керамических панелей с растительным орнаментом, отчего стена не кажется скучной.
29. Массивные пилоны, а станция глубокого заложения, в нижней части облицованы светлым камнем. И даже боковая часть пилонов декорирована лепниной. Также тут очень красивые скамейки с мраморным основанием. скамейки стоят у пилонов с обоих сторон.
30. Пол изначально был выполнен из мелкой плитки и повторял традиционный белорусский узор. После того, как покрытие пола поменяли, рисунок упростился, но все равно пол выглядит нарядно.
31. А какие тут светильники. Просто фантастика. По сравнению с довольно невзрачными светильниками «Белорусской» Замоскворецкой линии, тут просто дворцовый шик.
32. Интерьер просто роскошный, иначе не скажешь. «Хоромы царские»
33. Главное украшение станции — это мозаичные панно, выполненные в стиле флорентийской мозаики. Сюжеты — повседневная жизнь белорусского народа. Естественно жизнь легкая веселая, как и подобает советским людям. И тут не обошлось без развенчания культа Сталина. Изначально Девушки на этом панно ткали силуэт Сталина, а теперь Орден Трудового Красного Знамени.
34. Естественно не обошлось и без темы войны. Вот девушки встречают воинов-победителей.
35. Станция очень красивая. Одна из самых красивых на Кольце.
36. Хотелось объять необъятное с помощью фишая.
Источник
80 лет назад открылась одна из самых красивых станций Московского метро
Следующая — «Белорусская»
Автор проекта — Николай Андриканис. По воспоминаниям его племянницы Екатерины Андриканис, к началу работы над «Белорусской» за спиной 27–летнего Николая Николаевича уже была станция «Красные Ворота», которую он строил под руководством знаменитого метростроевца И. Фомина. Макет этой станции на Международной Всемирной ярмарке в Париже в 1938 году удостоился Гран–при. «Белорусскую» Андриканис проектировал в соавторстве с однокурсницей по художественным мастерским Надеждой Быковой. Кстати, Быкова спустя 14 лет разработает проект «Белорусской»–кольцевой, но уже без Андриканиса — к тому времени он уже оставил практическую архитектуру, поскольку на войне потерял указательный палец правой руки (с таким увечьем заниматься любимым делом было невозможно). Впрочем, до конца жизни автор «Белорусской» занимался теоретической архитектурой — руководил журналом «Современная архитектура».
. Архитектура всех станций довоенного метро отличалась торжественностью и монументальностью. Например, в облицовке «Белорусской» Николай Андриканис применил три вида цветного мрамора! Кроме того, к своду подвесил хрустальные люстры в бронзовой окантовке, а в нишах пилонов разместил торшеры в виде цветочных бутонов. Как вспоминает Надежда Быкова, «мы хотели, чтобы москвичи после трудового дня входили в подземные дворцы, залитые светом, чтобы в пути их не покидало радостное, праздничное ощущение. »
В 1952–м пустили «Белорусскую»–кольцевую, за которую проектировщиков наградили Сталинской премией (фото Александра Каткова). Потолок они украсили лепным орнаментом, а по оси свода разместили 12 мозаичных панно, разносторонне отражающих жизнь белорусов и носивших общее название: «Расцвет Советской Белоруссии». На одном из пано художник изобразил тружениц, вышивающих портрет Сталина, однако при Хрущеве портрет заменили орденом Трудового Красного Знамени.
В переходе между двумя станциями установлена скульптура «Белорусские партизаны» (автор — М. Г. Манизер). На фотографии журналистов ТАСС Бориса Кавашкина и Валерия Христофорова, сделанной в 1984 году, мы видим американских ветеранов, участников Второй мировой, пришедших поклониться белорусским воинам.
В 1954 году торец станции украшала еще одна скульптурная композиция — «Советская Белоруссия», созданная скульптором С. М. Орловым. Ее установили в 1954 году, и она изображала женщину с ребенком, рабочего и еще одну женщину, положившую руку на герб БССР. Увы, при сооружении второго выхода со станции на улицу Лесную, в середине 1990–х, нужно было прорубить проход в торцевой стене, и скульптурная композиция стала помехой. Ее распили и вынесли по частям.
Источник