Потолок оперы гарнье шагал

Роспись плафона Парижской оперы

В 1963 году Андре Мальро — министр культуры Франции — решил, что зрительный зал национальной французской оперы пора обновить.

Увидев декорации Шагала для балета «Дафнис и Хлоя», Мальро предложил художнику сделать роспись плафона для Парижской оперы. Андре Мальро считал, что Шагал — единственный художник, который может справиться с заданием.

Новость о том, что плафон для оперы Гранье будет расписывать Шагал, вызвала много разногласий. Кто-то выступал против того, чтобы над французским национальным памятником работал белорусский еврей, кто-то — против того, чтобы художник с неклассической манерой письма расписывал часть здания, имевшего историческую ценность.

Но, несмотря на это, Марк Шагал, которому к тому времени было уже 77 лет, принялся за работу. Над проектом художник работал почти год. В итоге было потрачено около 200 килограммов краски, а холст занимал 220 м². К потолку плафон прикреплен на высоте более 21 метра.

В своей работе Шагал вернулся к темам влюбленных, музыкантов, танцоров, животных и ангелов.

Художник разделил плафон на 5 цветных секторов: синий, желтый, красный, зеленый и белый.

• В секторе, окрашенном в синий, — «Борис Годунов» Мусоргского и «Волшебная флейта» Моцарта».

• На желтом фоне — «Лебединое озеро» Чайковского и «Жизель» Адана.

• В красном секторе — «Жар-птица» Стравинского и «Дафнис и Хлоя» Равеля.

• В зеленом — истории любви: «Ромео и Джульетта» Берлиоза и «Тристан и Изольда» Вагнера.

• На белом — опера Дебюсси «Пелелас и Мелизанда».

В центральном кругу купола, вокруг люстры изображены: «Кармен» Бизе, а также работы Бетховена, Верди, Глюка.

Кроме того, на плафоне можно увидеть парижские архитектурные достопримечательности: Триумфальная арка, Эйфелева башня, дворец Конкорд и Опера Гарнье.

Свою работу Шагал назвал «цветное зеркало шелков и блеска драгоценностей». Идея заключалась в том, чтобы выразить уважение оперным и балетным композиторам.

Открытие купола

23 сентября 1964 года проект был открыт для зрителей. На открытии присутствовали более 2000 гостей. Работа Шагала не разочаровала никого.

Парижский корреспондент New York Times написал: «На этот раз лучшие места в зале находились по центру. Сначала большая хрустальная люстра, висящая в центре потолка, была выключена. весь кордебалет вышел на сцену, после чего в честь Шагала оркестр исполнил “Симфонию Юпитера” Моцарта, любимого композитора Шагала. Во время двух последних тактов люстра зажглась, осветив работу художника во всей красе, под восторженные аплодисменты публики. После этого даже ярые противники среди комиссии замолчали. »

Мальро позже сказал: «Какой еще из живущих ныне художников мог бы расписать потолок Парижской оперы так, как это сделал Шагал. Он прежде всего один из величайших колористов нашего времени. »

Репродукция фрески Шагала на часах

С 2007 года известный часовой бренд Vacheron Constantin стал официальным спонсором Парижской национальной оперы. Вскоре компания представила коллекцию часов Tribute to Famous Composers, состоящую из 15 моделей. Коллекция посвящена композиторам, которые вдохновляли Шагала во время работы над плафоном Гранд-опера.

Первая модель Metiers d’Art Chagall & l’Opera de Paris представлена 20 ноября 2010 года во дворце Гарнье на празднике в честь 30-летия ассоциации AROP’s (Association pour le Rayonement de l’Opera de Paris).

Расписной циферблат часов — точная копия купола, созданного Шагалом.

Работа над миниатюрной копией плафона заняла больше трех месяцев. Репродукция росписи нанесена эмалью на циферблат диаметром 40 миллиметров.

По краю циферблат обрамлен золотым ободком с двенадцатью нимфами, каждая из них размером всего 2 миллиметра, и при этом у всех нимф детально прорисованы лица.

Эти часы — собственность частной коллекции Vacheron Constantin Maison и не продаются.

Еще одна модель Chagall l’Opera de Paris Tribute to Adam:

Metiers d’Art — Chagall & l’Opera de Paris Tribute to Moussorgski:

Источник

Триумф Марка Шагала в Парижской опере: Как белорусский художник расписал плафон в Гранд Опера

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Прошлое Гранд-опера, Андре Мальро и Марка Шагала

Старое здание Парижской оперы на улице Ле Пеллетье когда-то оказалось в немилости у Наполеона III – именно там на президента Французской республики в 1858 году было совершено покушение. А потому был проведен конкурс на лучший архитектурный проект новой Оперы, и победил тогда никому не известный Шарль Гарнье. В 1875 году высокое здание со сверкающим золотом куполом было открыто для публики, а с 1989 году получило в честь архитектора название Опера Гарнье.

Интерьеры Оперы были оформлены в том же пышном «стиле Наполеона III», что и само здание, а плафон купола зрительного зала расписывал художник Жюль-Эжен Леневе. Композиция включала изображения двенадцати муз и Аполлона и носила название «Музы и часы дня и ночи». Но спустя некоторое время плафон был поврежден, и в 1963 году министр культуры Франции Андре Мальро принял решение обновить зрительный зал Гранд-опера. Для росписи плафона зрительного зала он пригласил Марка Шагала.

Художник, родившийся в Витебске в 1887 году, в двадцать четыре года приехал в Париж по стипендии, учился у мастеров модерна, жил в знаменитом общежитии «Улей», устраивал выставку своих работ. Тогда же Шагал стал называть себя Марком. Спустя некоторое время он уехал, чтобы вернуться в 1923 году по приглашению коллекционера и мецената Амбруаза Воллара, и дальнейшая жизнь Шагала была прочно связана с Францией и ее столицей. Помимо картин, Шагал создавал и скульптуры, оформлял витражи, создавал декорации к музыкальным представлениям – по-видимому, это и подсказало министру кандидатуру художника для обновления плафона Оперы.

Решение было довольно смелым – художник представлял авангардное направление в искусстве, и противники такого выбора озвучивали аргументы о несоответствии стиля Шагала исторической ценности парижского театра. Но Андре Мальро было не привыкать принимать сложные решения. Этот государственный деятель проявил себя еще на полях сражений во время Второй мировой и стал соратником Шарля ле Голля. Кроме того, он был писателем, его перу принадлежат многие книги, в том числе произведение «Удел человеческий», которое в 1933 году было удостоено Гонкуровской премии.

Новый плафон

Работа над новым плафоном, площадь которого составляла 220 квадратных метров, заняла год, 77-летний Шагал трудился вместе с тремя помощниками. Композиция произведения условно делилась на пять цветных секторов – зеленый, синий, желтый, красный, белый.

В каждом секторе была запечатлена сцена или герои из классический произведений – «Бориса Годунова» Мусоргского, «Лебединого озера» Чайковского, «Волшебной флейты» Моцарта, «Ромео и Джульетты» Берлиоза и нескольких других – прославивших сцену Парижской оперы и мировую музыку в целом. Кроме них, Шагал изобразил Эйфелеву башню, Триумфальную арку и само здание Оперы. Там же можно разглядеть фигуры самого художника и заказчика работы – Мальро. Произведение Леневе при этом не было уничтожено – Шагал создавал свое произведение на 24 съемных панелях, которые были установлены поверх старой росписи плафона.

Открытие обновленного зала состоялось 23 сентября 1964 года, люстра зажглась во время исполнения оркестром «Симфонии Юпитера» Моцарта, одного из самых любимых произведений художника. Освещенный плафон произвел на публику самое благоприятное впечатление. Сочетание барочного интерьера зала и авангардистской живописи Шагала оказалось интересным, вдохнуло новую жизнь в обстановку зрительного зала, нисколько не навредив его прежнему великолепию. Без критических отзывов, правда, тоже не обошлось, художника даже обвиняли в желании обогатиться за счет налогоплательщиков. Правда, никакой оплаты за оформление плафона Шагал не получил.

Плафон Парижской оперы и связь времен

Позже художник выполнил еще одну работу для Андре Мальро – на сей раз она была связана с оформлением новой книги писателя. Это произошло в 1977 году, и тогда же Шагал был удостоен высочайшей награды Франции, получив Большой Крест Почетного Легиона. Скончался Шагал в возрасте 98 лет, как и предсказывала когда-то гадалка – в полете: его сердце остановилось в лифте, во время подъема на второй этаж дома в Сен-Поль-де-Ванс.

Уже в новом тысячелетии часовая компания Vacheron Constantin выпустила 15 моделей часов с изображением фрагментов плафона Оперы. Эта коллекция воздавала честь и художнику, и композиторам, чьи произведения увековечило и время, и – в какой-то степени – работа Шагала.

Плафон Гранд-Опера и в настоящее время привлекает посетителей, став одним из символов здания и дополнив его культурно-исторический облик, и без того богатый на рассказы и легенды — связанные с якобы обитающим в подвале театра Призраком Оперы.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Марк Шагал. Плафон парижской Гранд-опера

Марк Шагал .Роспись плафона парижской Оперы Гарнье

Плафон, расположенный в зрительном зале одного из зданий парижской оперы, — Оперы Гарнье, был расписан Марком Шагалом в 1964 году. Заказ на роспись 77-летнему Шагалу сделал в 1963 году министр культуры Франции Андре Мальро. Было много возражений против того, чтобы над французским национальным памятником работал еврей — выходец из Белоруссии, а также против того, чтобы здание, имеющее историческую ценность, расписывал художник с неклассической манерой письма.

Вот что рассказал художник о своей работе: «Два года назад г-н Андре Мальро предложил мне выполнить новую роспись плафона парижской Гранд-опера. Я был тронут, растроган, взволнован. Меня стали одолевать сомнения. Я думал об ансамбле здания театра. Я прочувствовал гениальность архитектурного творения Гарнье. Я хотел, чтобы в вышине, как в зеркале, сонм видений гармонично отражал игру артистов, музыкантов и разноцветные одежды заполнившей зал публики. Хотел петь как птица, не руководствуясь никакими теориями и правилами. Почтить память великих оперных и балетных композиторов»

Шагал работал над проектом около года. В результате было израсходовано приблизительно 200 килограммов краски, а площадь холста занимала 220 квадратных метров. Плафон был прикреплён к потолку на высоте более 21 метра.

Как это было сделано? Весь потолок разделили на 24 части, изготовили 24 пластмассовых пластины, каждую накрыли холстом. Всю роспись Шагал выполнил сам — а это около 200 квадратных метров! Затем все это было поднято вверх, старый потолок закрыли новым. Весь плафон потолка был разделен художником на 5 секторов, в каждом из которых он изобразил (точнее было бы — обозначил) героев оперных и балетных произведений и авторов-композиторов.

Плафон был разделён художником цветом на пять секторов: белый, синий, жёлтый, красный и зелёный. В росписи прослеживались основные мотивы творчества Шагала — музыканты, танцоры, влюблённые, ангелы и животные. Каждый из пяти секторов содержал сюжет одной или двух классических опер, либо балета:

Белый сектор — «Пеллеас и Мелисента», Клод Дебюсси

Синий сектор — «Борис Годунов», Модест Мусоргский; «Волшебная флейта», Вольфганг Амадей Моцарт

Жёлтый сектор — «Лебединое озеро», Пётр Чайковский; «Жизель», Шарль Адан

Красный сектор — «Жар-птица», Игорь Стравинский; «Дафнис и Хлоя», Морис Равель

Зелёный сектор — «Ромео и Джульетта», Гектор Берлиоз; «Тристан и Изольда», Рихард Вагнер

В центральном круге плафона, вокруг люстры, предстают персонажи из «Кармен» Бизе, а также персонажи опер Людвига ван Бетховена, Джузеппе Верди и К. В. Глюка.

Роспись плафона украшают также парижские архитектурные достопримечательности: Триумфальная арка, Эйфелева башня, Бурбонский дворец и Опера Гарнье. Расписанный плафон был торжественно представлен зрителям 23 сентября 1964 года. На открытии присутствовало более 2000 человек

Парижский корреспондент New York Times написал: «На этот раз лучшие места в зале находились по центру. Сначала большая хрустальная люстра, висящая в центре потолка, была выключена. весь кордебалет вышел на сцену, после чего в честь Шагала оркестр исполнил “Симфонию Юпитера” Моцарта, любимого композитора Шагала. Во время двух последних тактов люстра зажглась, осветив работу художника во всей красе, под восторженные аплодисменты публики. После этого даже ярые противники среди комиссии замолчали. »

Мальро позже сказал: «Какой еще из живущих ныне художников мог бы расписать потолок Парижской оперы так, как это сделал Шагал. Он прежде всего один из величайших колористов нашего времени. »

Источник

Grand Opera в Париже. Шикарный зал и росписи Марка Шагала

Попасть в Гранд опера можно, купив билет на балет или с экскурсией за 11 евро + аудио гид.

Зал выглядит дорого-богато. В стиле итальянской оперы — красный с золотом. Выполнен в форме подковы. Вмещает 1 900 зрителей.

Во время экскурсионного посещения сцена была открыта и рабочие готовили декорации к вечернему спектаклю.

Напоминаю, что в Опере Гарнье идут только балеты. Оперные спектакли теперь в Опере Бастилии.

Какая форма перегородок между ложами. С одной стороны приватность и уют, с другой — попрежнему хороший обзор зала и сцены.

В стоимость билета заложены ваши удобства и впечатления от оперы. Каким будет кресло. Кто окажется рядом. Какой будет вид и звук. Здесь нет правильного или неправильного варианта: у каждого цель визита на спектакль своя, бюджет тоже.

Одна из дверей в ложи. Смотрите, приватность охраняет шторка на дверном окошке.

Крючки для пиджака или сумочки, зеркало для поправления внешнего вида. Приятно, что декораторы подумали, как вы будете вести себя внутри и что может понадобиться.

Росписи Марка Шагала на плафоне Гранд опера

Конечно невозможно, чтобы не француз расписывал национальное достояние. Но сложилось так, что русский по происхождению художник Марк Шагал с 1924 года жил во Франции, имел французское гражданство. В его творчестве много сюжетов о музыкантах и танцорах. К моменту заказа на роспись он уже был знаменитым. Так что все сошлось.

Роспись плафона сделана 1964 году. Марку Шагалу на тот момент 77 лет.

Каждый сектор имеет свой цвет и образы из великих классических произведений вперемешку с достопримечательностями Парижа. Приятно видеть великие русские имена.

Синий — «Борис Годунов», Мусоргский; «Волшебная флейта», Моцарт. Жёлтый — «Лебединое озеро», Чайковский; «Жизель», Адан. Красный — «Жар-птица», Стравинский; «Дафнис и Хлоя», Равель. Зелёный — «Ромео и Джульетта», Берлиоз; «Тристан и Изольда», Вагнер. Белый — «Пеллеас и Мелисента», Дебюсси. Вокруг люстры образы из «Кармен» Бизе.

Источник

Читайте также:  Установка металлических подвесных потолков
Оцените статью