Как перевозить цемент автомобильным транспортом
Цемент – строительный материал, широко применяющийся в строительстве и ремонтных работах. Его приобретают крупные строительные фирмы, небольшие подрядчики, обычные люди. При перевозке цемента от производителя к торговым точкам и конечным потребителям есть нюансы, обусловленные следующими физическими свойствами товара:
- текучесть склонность к распылению в сухом состоянии;
- большая гигроскопичность;
- цементная пыль вредна для людей и окружающей среды.
Для сохранности цемента в состоянии, необходимом для строительных работ, транспортировка цемента автомобильным транспортом должна производиться по правилам, регламентированным в ст.19 Общих правил перевозки грузов автомобильным транспортом.
Правила загрузки цемента
При погрузке цемента, для сохранности его эксплуатационных свойств, необходимо обеспечить следующие условия.
- Герметизация (при попадании влаги материал превращается в камень) груза обеспечивается использованием крытых автомобилей и непромокаемых вкладышей.
- Фасованный цемент при погрузке укладывают штабелями в шахматном порядке на поддоны автоматизированным, механизированным или с применением физического труда грузчиков. Перед погрузкой нужно убедиться, что автомобиль чистый и сухой.
- Нефасованный материал перевозят россыпью, для этих целей используют специально оборудованные автомобили, цементовозы. Погрузка может осуществляться самотеком или через специальный шланг, перекачивая цемент с помощью нагнетения воздуха компрессором в цистерну.
При загрузке фасованного материала сверка загруженного товара производится по документам по количеству мест, указанных в товарно-транспортных накладных. При загрузке цемента насыпью, погрузка осуществляется грузоотправителем, затем люки емкости пломбируются в его присутствии. Открытие осуществляется в присутствии грузополучателя при разгрузке.
Плюсы и минусы способов перевозки: в МКР, бумажных мешках, бестарным способом
Перевозка цемента производится тарным и бестарным способом. Тарный способ применяют для фасованного материала, когда осуществляется перевозка сухого цемента. Применяют фасовку в бумажные мешки и МКР. Ниже рассматриваются плюсы и минусы каждого способа транспортировки.
Перевозка в МКР
МКР — мягкие полиэтиленовые контейнеры. Такой вид упаковки имеет следующие достоинства:
- надежен и прочен;
- позволяет хранить материал продолжительное время без потери свойств;
- защищает стройматериал от негативных факторов, способных ухудшить его качество;
- позволяет перевозку любым видом транспорта.
Минусами использования данного вида упаковки является:
- крупная фасовка, в основном, 1,5 – 2 тонны;
- риск повреждения упаковки при тесном контакте с острыми механизмами или предметами;
- высокая стоимость.
Транспортировка в бумажных мешках
Использование бумажных мешков из специальной плотной крафт-бумаги более популярно и распространено. Прочность крафт-бумаги достигается многослойностью бумажного полотна, полученный материал отличается плотностью. Плюсы использования данного вида упаковки:
- разнообразие фасовки, востребованное покупателями (от 5 кг до 1,5 тонн);
- более низкая цена, чем при использовании МКР;
- многообразие способов погрузо-разгрузочных работ (от человеческого ресурса до механизированной работы);
- возможна транспортировка любого количества груза по заявке заказчика;
- возможность транспортировки любым видом транспорта, без повышенных требований к автомобилю, достаточно чистого и сухого кузова с тентом для защиты от влаги.
Но в такой упаковке стройматериала существуют минусы:
- повышенные требования к защите от влаги (бумага все-таки подвержена намоканию, попадание влаги в цемент способно испортить товар);
- при долгом хранении в упаковке способен потерять эксплуатационные качества;
- цена фасованного товара выше, чем нефасованного.
Бестарное перемещение
Бестарный способ транспортировки стройматериала или, как по-другому еще его называют, перевозка цемента навалом, применяется при перемещении больших объемов товара.
Плюсы такого способа:
- экономия на упаковке позволяет значительно уменьшить цену цемента для покупателя;
- исключаются потери товара в результате выветриваемости;
- нет зависимости от погодных условий;
- защита окружающей среды от цементной пыли.
- экономичность оправданна только при закупке крупного объема товара;
- необходимость использования специализированного автомобиля, оснащенного необходимым оборудованием для погрузо-разгрузочных работ.
Типы цементовозов
Для транспортировки цемента бестарным способом применяются автомобили-цементовозы, обеспечивающие безопасную перевозку данного товара. Перевозка цемента цементовозами осуществляется с помощью специально оборудованных цистерн из стали или алюминия. В цистернах сверху оборудованы люки для загрузки (от 2 до 8 штук). Все цементовозы делятся по грузоподъемности на:
- легкие ( перевозят 3-7 тонн);
- средние (7-12 тонн);
- тяжелые (свыше 12 тонн).
По типу загрузки спецмашины бывают самозагружающиеся и не самозагружающиеся.
А по типу сцепления цистерны и шасси:
- полуприцепы-цистерны;
- прицепы-цементовозы;
- автомобильные цистерны.
В последнем варианте емкость для стройматериала присоединяется непосредственно на шасси машины.
Правила выгрузки цемента
Разгрузка цемента из автомобиля-цементовоза должна производиться на площадке с твердым покрытием. Емкость для приема стройматериала устанавливается на уровне, приемлемом для разгрузки с помощью пневматического оборудования.
Приемные отверстия должны совпадать с диаметром соединительных шлангов цементовозов и иметь герметичные крышки.
Запрещается закреплять соединительные шланги подручными способами (веревками, проволокой и т.д.)
При пневматической разгрузке цемента достигается полное освобождение емкости автомобиля без потерь и распыления материала.
Выбирать способ доставки цемента к конечному потребителю должен заказчик услуги. Современные транспортные компании перевезут стройматериал к месту проведения работ быстро, в сохранности, без ухудшения качества товара.
Источник
Транспортировка и хранение цементов
Цементы транспортируют с помощью автомобильного и железнодорожного транспорта. По железной дороге цемент доставляют в крытых вагонах (навалом или в бумажных мешках) или в специальных цистернах, контейнерах, бункерах. Выгрузку осуществляют пневмосредствами или механическими разгрузчиками.
При перевозке автоцементовозами загрузку осуществляют через герметически закрывающийся люк, а выгрузку – с помощью сжатого воздуха (компрессор имеется на цементовозе).
Цементы разных заводов (поступающие навалом) хранят отдельно в силосах или бункерных складах (рис. 4.21).
На складах на каждую емкость ставят указатели, где отмечают вид цемента, его марку, время прибытия и количество.
При необходимости контроля качества цемента от каждой партии отбирают пробу 20 кг и направляют в строительную лабораторию.
При длительном хранении цемент комкуется и теряет активность. Поэтому хранить большие запасы не желательно.
Вопросы для самопроверки
1. В чем отличие гидравлических вяжущих веществ от воздушных? Назовите примеры вяжущих обеих групп.
2. Какими способами изготавливают портландцемент? Что служит сырьем?
3. Какие минералы преобладают в структуре цементного клинкера?
4. С какой целью добавляют гипс при помоле цементного клинкера?
5. В чем сущность процесса твердения минеральных вяжущих веществ?
6. Что такое марка цемента, как ее определяют?
7. Какие факторы внешней среды влияют на прочность твердеющего цемента? Благодаря чему прочность цемента со временем увеличивается?
8. Назовите виды коррозии цементного камня, объясните, чем они обусловлены.
9. Назовите, в каких случаях нецелесообразно использовать БТЦ и когда его применение не допускается.
10. Как получают белый и цветной портландцементы? Назовите области их применения.
11. Как отличить гидрофобный портландцемент от обычного?
12. Назовите активные минеральные добавки к цементам. В чем заключается их активность?
13. Для чего используют минеральные добавки-наполнители?
14. Что такое пуццолановый портландцемент? Какова область его применения?
15. Как получают шлакопортландцемент? Назовите его свойства и область применения.
16. Почему шлаки для изготовления шлакопортландцемента должны быть гранулированными?
17. В чем заключаются особенности глиноземистого и расширяющихся цементов?
18. Как получают воздушную строительную известь и какие ее виды существуют?
19. Как изготовляют строительный гипс? Какими он обладает свойствами и где его используют? Чем от него отличается эстрих-гипс?
20. Что такое жидкое стекло, кислотоупорный цемент, и в чем сущность их твердения?
Глава 5. Бетоны и железобетонные изделия
Общие положения
Наступил ХХI век. Существуют различные мнения специалистов о том, какой из строительных материалов будет ведущим в перспективе: ситаллы, металлополимеры, сталь или бетоны.
Как отмечают ученые, в ХХI веке по-прежнему бетон остается одним из наиболее перспективных строительных материалов. Например, во многих странах мира применение бетона в 10 раз превосходит использование строительных сталей.
Почему бетон стал популярен, так широко применяется в промышленном, жилищно-коммунальном, дорожном, гидротехническом и аэродромном строительстве?
Для объяснения этого можно выделить следующие главные причины:
1) бетон – универсальный строительный материал;
2) существует возможность рационального объединения в одном конструктивном решении бетона и стали, взаимно дополняющих друг друга (такой композитный материал традиционно обозначают термином «железобетон»);
3) применение бетона позволяет создавать самые различные архитектурно-строительные конструкции и формы;
4) применение бетона позволяет круглогодично возводить инженерные сооружения в сборном или монолитном виде при относительно невысокой стоимости;
5) бетон по сравнению с деревом и большинством сталей обладает стойкостью по отношению к воздействию воды.
Бетон (на известковом вяжущем) известен с глубокой древности. Наиболее раннее его применение, обнаруженное археологами, относится к 5600 году до н. э. Однако бетон тех времен мало походил на современный. В современном виде бетон начали применять лишь в ХIХ веке, когда был изобретен цемент.
Широкое применение бетона в строительстве объясняется исключительной простотой его состава – сюда входит: цемент, вода, мелкий (песок) и крупный заполнитель (щебень или гравий). Вода химически взаимодействует с цементом, в результате чего вязкопластичная вначале их смесь постепенно твердеет с образованием прочного цементного камня. Он и связывает в единую систему (монолит) заполнители. При необходимости в состав бетона вводят добавки различного назначения.
Современное определение бетона следующее.
Бетон – искусственный каменный материал, получаемый в результате затвердевания правильно подобранной, тщательно перемешанной и уплотненной смеси неорганического вяжущего вещества, воды, заполнителей и, в некоторых случаях, специальных добавок.
До затвердевания эта смесь называется бетонной смесью.
Экономичность состава бетона, на объем которого приходится до 80-90 % заполнителей из местных материалов, достигается возможностью использования крупнотоннажных отходов промышленности.
Классификация бетонов
Классифицируют бетоны по следующим основным признакам (рис. 5.1):
2) средней плотности;
3) виду вяжущего;
4) виду заполнителей;
5) по крупности зерен заполнителей;
7) условиям твердения.
По назначению различают бетоны конструкционные и специальные.
Конструкционные бетоны – это бетоны несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений. Требования к таким бетонам сформулированы в виде ряда физико-механических характеристик.
Конструкционные бетоны делят на обычные, гидротехнические, дорожные и др.
Обычным (или общестроительным) называют бетон, к которому не предъявляются особые требования, связанные со спецификой его работы в конструкциях или изделиях.
К гидротехническим относят бетоны, применяемые для возведения гидротехнических сооружений (плотин, шлюзов, каналов, водорегулирующих сооружений).
Дорожным называют бетон, применяемый в покрытиях и основаниях автомобильных дорог и аэродромов.
К специальным бетонам относятся:
Жаростойкие бетоны применяют для изготовления конструкций, которые в условиях эксплуатации подвергаются постоянному или периодическому воздействию температур от 200 до 1800 ºС.
Конструкционно-теплоизоляционные предназначены для железобетонных конструкций, к которым предъявляются требования, как по несущей способности, так и по теплоизоляционным свойствам.
Коррозионно-стойкими называют бетоны, способные в условиях эксплуатации противостоять действию агрессивных сред.
По признаку средней плотности различают бетоны:
— легкие и особо легкие.
Особо тяжелые бетоны – бетоны со средней плотностью более 2500 кг/м 3 . Их изготовляют на особо тяжелых заполнителях (магнетит, лимонит, барит, чугунная дробь, обрезки стали). Такие бетоны применяют для специальных конструкций, например, при сооружении атомных электростанций или защиты от радиоактивного излучения.
Тяжелые бетоны – бетоны со средней плотностью от 2000 до 2500 кг/м 3 . Их изготовляют на песке и крупном заполнителе из плотных горных пород. Такой бетон широко применяют во всех несущих конструкциях.
Легкие бетоны – бетоны со средней плотностью от 500 до 2000 кг/м 3 . Изготовляют на пористом крупном заполнителе и пористом или плотном мелком песке. Используют в основном для производства ограждающих конструкций.
Особо легкие бетоны (ячеистые) со средней плотностью менее 500 кг/м 3 . Изготовляют с применением порообразователей. Применяются в качестве теплоизоляционного материала в виде плит, скорлуп, стеновых изделий (мелких блоков и панелей).
По виду вяжущего бетоны подразделяют:
— бетоны на цементных вяжущих;
— бетоны на известковых вяжущих;
— бетоны на гипсовых вяжущих;
— бетоны на жидком стекле;
— бетоны на шлако-щелочном вяжущем.
По виду заполнителей различают:
— бетоны на плотных заполнителях (с объемным водопоглощением зерен менее 6 %);
— бетоны на пористых заполнителях (с объемным водопоглощением зерен более 6 %);
— бетоны на специальных заполнителях, удовлетворяющих специальным требованиям, например, по жаростойкости, химической стойкости и т.д.
По крупности зерен заполнителей различают бетоны крупнозернистые и мелкозернистые. Мелкозернистым считается бетон, в котором размеры зерен крупного заполнителя менее 10 мм.
В зависимости от вида структуры бетоны делятся на плотные, крупнопористые, поризованные и ячеистые.
Плотными называют бетоны, в которых степень заполнения объема пустот между зернами заполнителей составляет не менее 95 %.
Крупнопористыми называют бетоны, у которых значительная часть объема межзерновых пустот остается не занятой мелким заполнителем и затвердевшим вяжущим веществом (это беспесчаные и мелкопесчаные бетоны).
Поризованными называют бетоны, у которых пространство между зернами заполнителей занято затвердевшим веществом (цементным камнем) повышенной пористости вследствие введения в бетонную смесь пено- и газообразователей или воздухововлекающих добавок.
Ячеистыми бетонами называют высокопористые бетоны (не содержащие крупного заполнителя) с равномерно распределенными искусственно созданными порами в виде ячеек диаметром 1-2 мм.
Пот условиям твердения бетоны подразделяются на:
— бетоны естественного твердения, твердеющие при температуре 15. 20 ºС и атмосферном давлении;
— бетоны, подвергнутые с целью ускорения твердения тепловой обработке (70. 90 ºС) при атмосферном давлении;
— бетоны, твердеющие в автоклавах при температуре 175. 200 ºС и давлении пара 0,9. 1,6 МПа.
Материалы для бетонов
Вид бетона и требования к его свойствам регламентируются нормативными документами в зависимости от условий будущей эксплуатации изделий и конструкций.
Общими требованиями для получения качественных бетонов являются:
— правильное проектирование состава бетона;
— правильное приготовление, укладка и уплотнение бетонной смеси;
— правильный уход за уложенным бетоном в начальный период твердения.
Источник