Керамическая плитка в СССР: фото старой советской плитки
Тёплые сердцу советские интерьеры будоражат у современников разные чувства: одни заявляют об эстетической травме, которую необратимо нанесли советские полированные столы и стенки. Другие берегут ностальгический советский винтаж, среди которого встречаются действительно уникальные экземпляры: радиолы, часы, лампы. Но выпускаемая продукция в Советском союзе действительно была типовой.
А законодателем мод и вершителем эпохи был Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). Он разрабатывал дизайнерские решения для общественных пространств, для тяжёлой промышленности и даже для машиностроения.
Был ещё Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ). Именно ему мы обязаны появлением новой модульной и компактной “стенки”.
Были в советском дизайне безусловные сильные стороны. Эпоха космических покорений и футуристические настроения отражаются в дизайне бытовых предметов.
Но вот что касается керамической плитки — советская плитка разнообразием не впечатляла. Всё началось с гражданской войны и революции, которая полностью уничтожила производство плитки. А ведь были у нас и изразец, появившийся на Руси, и заимствование голландского производства при Петре, и открытое М.Ю. Ломоносовым производство цветной смальты для мозаичных панно. Новые советские заводы по производству керамической плитки перечеркнули эти достижения и для массового потребления выпускали исключительно функциональную плитку, с робкими попытками дизайна. Кофейный, серый, голубой и коричневый — вот цвета, на которых отдыхал глаз советского человека.
Тем не менее, сейчас некоторые образцы старой советской плитки могут претендовать на милое ретро и чуть ли не прованский стиль.
Источник
Почему в Советском союзе кафель был, в основном, белого и голубого цветов?
Любой, кто жил в СССР, помнит советскую плитку на кухне и ванной. И она почти всегда была голубого или белого цвета. Почему так? Я давно думала об этом.
Решила найти ответ на этот вопрос. Делюсь тем, что я узнала.
Оказывается, на Руси было все хорошо с плиткой, производство было, причем, у нас делали даже голландскую, и еще Петр Первый открыл производство цветной смальты.
Но почему тогда во времена СССР не было никакого разнообразия? И, главное, почему был такой малый выбор цветов? Дело в том, что во времена Советского союза от этого всего разнообразия цветов и узоров решено было отказаться в пользу функциональности.
А цвет, как известно, на функциональность никак особо не влияет. Поэтому насчет него просто решено было не заморачиваться.
Надо сказать, кроме белого и голубого еще был кофейный, серый и коричневый кафель.
И если почитать состав плитки, то можно понять, почему именно эти цвета. Я нашла нормы технологического проектирования предприятий керамической промышленности от 86-го года.
И вот немного официальной информации:
Если погуглить каждый из материалов по отдельности, то станет ясно, почему выбор цветов был именно таким. Это просто цвета природных материалов, из которых кафель и делался. И только. И они все или коричневые, или серые, или белые.
Коричневая плитка и так была цветной. В остальную добавляли белила, мел, тальк — все это есть в составах.
Краситель отдельной строчкой указан только в составе глазури одного из видов кафеля. Я предполагаю, что это как раз и был голубой краситель — самый дешевый и самый доступный.
Источник