Какая резина лучше для грунтовки

Летние шины 185/60R14: полгода хорошей погоды

Половина моделей-участниц нынешнего теста — новинки мировой шинной индустрии; тем не менее на первое место вышел старый знакомый — «КонтинентальКонтиПремиумКонтакт 2». Правда, модернизированный в 2011 году. Он наконец-таки обрел легкость качения, при этом сохранил лидерство в любимой дисциплине — эффективности торможения, причем и на сухом покрытии, и на мокром. Это удалось благодаря измененному составу резины протектора.

Менее полупроцента уступила лидеру новинка «Нокиан» — «Хакка Грин». Покупка этих шин более выгодна: соотношение цена/качество — 2,79 против 2,99 у «Конти». Третье место заняла «Пирелли» с новой моделью «Чинтурато P1». Компания продолжает наступление и на зимнем, и на летнем фронтах, доказывая, что итальянские шины годны не только для теплой погоды. Соотношение цена/качество 2,61 — наиболее привлекательное среди топовых шин.

Почти рядом оказались выступающие вне зачета более широкие и высокоскоростные «Тойо-Проксес T1R». Допущены к участию по причине высокой популярности среди «Лада»-драйверов. Модель-ветеран до сих пор способна конкурировать. Четвертый результат показал «Мишлен-Энерджи Сейвер». Мы всегда отмечаем, что шины, набравшие 900 и более баллов, очень хороши. Однако «Сейвер» понемногу теряет фору в топливной экономичности — конкуренты уже дышат в спину.

Рядом с 900-балльным барьером, замыкая первую пятерку, топчется «Бриджстоун» с далеко не новой моделью «Туранза». На пятки ему наступает «Хэнкук» с новинкой «Кинерджи Эко» — хороший знак для корейской компании. Чуть выдерживая дистанцию, отделяющую «вторую линию», идет «Барум-Бриллантис 2». У него 877 баллов и привлекательное соотношение цена/качество — 2,51.

Читайте также:  Цемент особенности препарирования полости

На восьмом месте — «второй» «Спорт» от «Кордианта» с неплохим результатом: 853 балла. Девятая — «Иокогама А.драйв». Годы берут свое: конкуренцию она способна составить разве что следующей за ней парочке с весьма скромными способностями — «Кама-Евро 129» (цена/качество — 2,50) и «Премиорри Солазо» (соотношение цены и качества самое выгодное — 2,38).

ПО МЕСТАМ

Шины производятся с 2010 года, тогда же их начали продавать в России.

Торможение на сухой и мокрой дороге не такое хорошее, как у остальных участников теста.

Заданный курс держат неплохо, но четко корректировать направление мешает пустой руль и задержки в реакциях.

Резко менять траекторию не стоит, лучше тормозить до полной остановки. Скорость успешного выполнения переставки низкая — как у «Бриджстоуна» и «Камы», она ограничена сносом на входе и заносом на выходе. Управление осложнено неинформативностью руля и значительными задержками в реакциях.

На мокрой дороге безопасная скорость заметно снижается — ее ограничивает глубокий занос. Углы поворота баранки уменьшаются, но остаются все равно большими.

Некомфортны — раздражающе гудят начиная с 50 км/ч. На трещинах вздрагивают, вибрируют на мелких неровностях.

Расход топлива средний при городской скорости, повышенный при 90 км/ч.

Грунтовка допустима ограниченно.

Дебют состоялся в 2008 году, в продаже с 2009 года.

Торможение на сухой дороге ниже среднего, а на мокрой они совсем слабы, хуже только «Иокогама».

На загородном шоссе не дают стабильности: машина слегка плавает из стороны в сторону, требуя постоянного подруливания.

Резкое маневрирование на сухой дороге категорически противопоказано — при попытке выправить траекторию возможен отстреливающий занос, а поймать машину мешают «размашистый» руль и его низкая информативность.

На мокрой дороге аналогичные маневры даются чуть проще, однако увеличенные углы поворота руля и рваное поведение (сносзанос) не позволяют назвать управляемость простой и понятной.

Гудят в диапазоне 40–80 км/ч (с резонансным пиком при 60 км/ч), озвучивают неровности. Заставляют кузов вибрировать на мелочи и вздрагивать на средних дефектах покрытия.

Катятся плохо, расход топлива повышенный.

По грунтовке двигаются уверенно.

Одна из самых старых моделей. Производится с 2006 года, в России продается с 2007-го.

На сухой дороге тормозят слабо, практически наравне с «Барумом». На мокрой дороге еще хуже — уступают лидеру более 5 метров.

На высокой скорости неплохо держат прямую, но четкости в перестроениях мешают задержки в реакциях.

Скорость экстремального маневрирования на сухой дороге средняя, машина послушна, но только до начала скольжений — сильный снос на входе либо занос на выходе.

На мокром покрытии скорость значительно падает и становится самой низкой. Асфальт кажется намыленным, автомобиль резко и неожиданно срывается с траектории задней осью, норовя развернуться задом наперед.

По шуму замечаний нет. Жестко транслируют мелкие неровности, при скорости 40 км/ч добавляют вибрации.

Экономичны при городских режимах движения, средние при загородных.

По грунтовке двигаются уверенно.

Продается с 2010 года. В 2011-м серьезно модернизирована: изменены конструкция и состав смеси.

Тормозят посуху хуже всех, но на мокрой дороге пытаются приблизиться к средним результатам.

Хорошо держат заданное направление. Хорошо понятен «ноль» на руле; реакции на корректировку курса четкие.

При необходимости резкого маневра на сухой дороге работать рулем следует мягко, но избежать резкого заноса, скорее всего, не удастся.

На мокром покрытии скорость переставки самая высокая в группе, однако отстреливающий занос остается, не помогает даже вполне понятный руль.

Издают громкий шелест, при 30 км/ч переходящий в гул, озвучивают дорожные неровности. Потряхивают на средних и крупных колдобинах.

Расход топлива средний при городской скорости, повышенный при 90 км/ч.

Грунтовка допустима ограниченно.

Производятся с 2008 года, состав резины модифицирован в 2010-м, в России продаются с весны 2011-го.

По тормозным свойствам антипод «Кордианта». На сухой дороге тормозят весьма слабо, зато на мокрой результаты приближаются к средним.

Курс четкий. Корректировка и плавное перестроение без замечаний.

Резко менять курс на сухой дороге не стоит. К чувству руля претензий нет, но поведение автомобиля оставляет желать лучшего: в занос машина срывается еще в начале маневра.

На мокром покрытии напоминают «Каму»: те же скорость и занос, что и на сухой дороге. Вот только борьба с ним осложнена малой информативностью руля.

Комфортны — мягко и тихо катятся по дороге любого качества, гасят почти все дорожные неровности.

Экономичны при любых режимах движения.

На грунтовке ведут себя очень неуверенно.

Новинка производства и продаж на российском рынке.

В торможении хороши. На сухой дороге четвертый результат, на мокрой — третий, лучше, чем у более широких «Тойо».

На высокой скорости отметим нечеткий «ноль» и запаздывающие реакции на корректировку.

На сухой дороге при экстремальных маневрах скорость выше среднего, ограничена заносом. Мешают большие углы поворота руля, маневрировать приходится с опережением.

На мокрой дороге скорость успешного перестроения практически не снижается. Управление проще и понятнее, хотя занос в пределе и завышенные углы на руле остаются.

Гудят протектором, а на скорости 80 км/ч и выше характером шума напоминают зубастые вездеходные покрышки. Жесткие на любых неровностях.

Экономичны в городских режимах движения, средние в загородных.

На грунтовку лучше не съезжать.

В России продаются с 2008 года.

По торможению на мокрой дороге делят четвертый и пятый результаты с «Тойо», хотя посуху — хуже средних.

К курсовой устойчивости на высокой скорости претензий нет. При плавной смене полосы досаждает легкое подруливание задней оси.

Скорость надежного прохождения переставки невысока. Крутить баранку приходится аккуратно, поскольку резкие рывки вызывают снос передка и потерю траектории. Утомляют повышенные углы поворота руля.

На мокром покрытии скорость маневрирования снижается — ее ограничивает легкий занос. Но поведение автомобиля становится более понятным, а углы поворота руля уменьшаются до приемлемых.

Недостаточно комфортны. Издают гудящий шум в городских режимах. Жестко передают на кузов трещины, швы и другую дорожную мелочь.

Расход топлива повышен при любой скорости.

Грунтовка допустима ограниченно.

Производится с 2008 года, с той поры модернизации не было.

Тормозные свойства средние и на сухой, и на мокрой дороге.

Четко держат заданный курс, понятный «ноль» способствует высокой информативности.

На сухой дороге скорость переставки средняя, ограничена небольшим заносом. Особенность шин — они более покладисты, если работать рулем плавно.

На мокром асфальте скорость немного снижается, но и только. Разве что занос становится чуть глубже.

Катятся почти бесшумно, меняя тональность шуршания на асфальте разного качества. Мелкие дорожные неровности и стыки проходят жестковато.

Экономичны при любой скорости. Впрочем, «Барум», «Пирелли», «Нокиан» и «Конти» им почти не уступают.

По грунтовке двигаются уверенно.

На российском рынке продается с 2005 года.

Тормозят очень уверенно, на сухой дороге лучше останавливаются лишь «Конти». На мокрой результаты уже не столь хороши — три шины, более узкие, останавливаются лучше.

На высокой скорости держат дорогу лучше остальных. Четко выраженный «ноль», информативный руль и мгновенные реакции.

На сухой дороге успешная скорость при сложном маневре равна мишленовской. Первая реакция на действия рулем очень четкая, поведение машины понятное — легкий снос на входе и занос на выходе.

На мокрой дороге поведение автомобиля при маневре несколько размазывается, углы на руле становятся чуть больше. Скорость, как и посуху, ограничена сносом в начале и заносом в конце.

Шуршат протектором, наиболее громко на скорости от 40 до 70 км/ч. Жестковаты на мелких дорожных неровностях, но вибрации от дороги не передают.

Потребление топлива повышенное при любой скорости, что закономерно для широких шин.

Грунтовки не боятся.

Новинка российского рынка.

Тормозят на сухом асфальте очень хорошо: третий результат. На мокром — удовлетворительно: шестой результат.

По плаванию в пределах полосы похожи на «Каму». При плавной смене полосы подруливает задняя ось, осложняя четкость проведения маневра и держа водителя в постоянном напряжении.

Рекордсмен теста в скорости переставки на сухой дороге: плотный, понятный руль и… легкий подправляющий занос, с которым не надо бороться.

На мокром асфальте скорость тоже высока, ограничена небольшим, легко исправляемым заносом. Руль понятен, реакции автомобиля четкие, как на сухом покрытии.

Катятся тихо, но встряхивают машину на выпуклых неровностях больше, чем ожидаешь.

Экономят топливо и при городских, и при загородных скоростях.

По грунтовке двигаться можно, но без желаемой уверенности.

Модель продается в России с 2011 года.

По торможению на сухой дороге входят в первую пятерку, на мокрой — второй результат.

Хорошая курсовая устойчивость, плотный, понятный руль, четкие реакции.

Экстремальные маневры на сухой дороге можно выполнять на высокой скорости, которую ограничивает мягкий занос. Руль понятен, реакции автомобиля моментальные.

На мокром покрытии скорость переставки остается высокой. Поведение машины — плавный занос в пределе и очень точный руль.

Катятся тихо, но дорожные стыки и мелкие неровности передают на кузов жестко.

Экономят топливо при любой скорости, соперничая с лидерами в этой номинации.

Шины выпускаются с 2008 года, последний раз модифицированы в 2011-м.

Рекордсмены теста в торможении на сухой и мокрой дороге.

«Ноль» на руле при высокой скорости излишне широк, а реакции на подруливания в этой зоне слегка запаздывают. С увеличением углов поворота руля усилие возрастает неприятно резко.

Экстремальных маневров на сухой дороге не боятся: скорость прохождения высока, поведение понятное (мягкий, вправляющий занос), реакции четкие. Особенность шин — улучшение поведения по мере прогрева.

Переставка на мокрой дороге — самая быстрая в тесте. Как и на сухой, ограничивается плавным заносом. Но к рулежке есть замечания — великоваты углы поворота руля.

Комфортны — при качении издают лишь легкий шелест, усиливающийся на грубом асфальте. К плавности хода претензий нет.

Катятся легко, экономят топливо в любых режимах.

ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ

. работает с шинами наша тест-группа. За это время она откатала более 600 летних и зимних комплектов. Начинали с семи комплектов 13-дюймовых зимних шин. Чуть позже освоили летние тесты. С тех пор результаты традиционно публикуем в начале весны и осени, когда читатели думают о сезонной обновке. Сами же тесты, мероприятие не быстрое и весьма трудоемкое, проводим годом раньше.

Со временем к массовой вазовской размерности добавили иномарочную — 195/65R15, «тринадцатые» шины уступили место «четырнадцатым», а «пятнадцатые» — «шестнадцатым».

Обычно тесты проводим на полигоне АВТОВАЗа, но приходилось работать и на многих других, по всему миру — от финского Заполярья до Южной Африки и Новой Зеландии: когда у нас лето, там зима.

Установлены тесные связи с техническими специалистами компаний Continental, Michelin, Nokian, Pirelli, Goodyear, Bridgestone, Hankook, СИБУР. Эти контакты позволяют быть в курсе современных методов тестирования шин с использованием новейшей измерительной техники.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ

ТАБЛИЦА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

Таблицы открываются в полный размер по клику мышки.

Выражаем признательность шинным компаниям, предоставившим на тест свою продукцию,

а также сотрудникам полигона ДТР АВТОВАЗа и тольяттинской компании «Волгашинторг»

за техническую поддержку.

Тест-группа «За рулем»: Сергей МИШИН (руководитель),

Антон АНАНЬЕВ, Вадим КОРАБЛЕВ, Юрий КУРОЧКИН, Евгений ЛАРИН,

Антон МИШИН, Андрей ОБРАЗУМОВ, Валерий ПАВЛОВ и Дмитрий ТЕСТОВ.

Источник

Шинное образование. Часть II. Грунт

Покрышки для езды по грунту. Их особенности и различия. Нюансы конструкции шин МТ и АТ

Первые автомобили были внедорожниками. Все без исключения! Других вариантов тогда просто не было. Но появившиеся затем асфальтовые покрытия постепенно разделили машины на «паркетные», вседорожные и совсем внедорожные. В категорию «совсем внедорожных» попали тракторы, карьерные самосвалы и прочая сельхоз- и спецтехника. Их резина обладает мощными грунтозацепами, усиленной боковиной и не пригодна для езды на высоких скоростях. Правда, им это и не нужно. Ведь их назначение – передвигаться и совершать разнообразную работу на грунте, позволяя не только ехать, но и уверенно маневрировать. Эта резина чаще всего имеет явно выраженный направленный рисунок «ёлочкой» и при пробуксовке выбрасывает из протектора прилипшие комья земли, не давая покрышке «замыливаться», превращаясь в слик. Такую же или очень похожую резину стараются применять спортсмены, участвующие в автомобильных гонках по грязи.

Дизайн и конструкция шин MT позволяет ездить
на них по серьезному бездорожью и по дорогам с твердым покрытием

Для снега и болот существует резина другого дизайна – так называемые шины сверхнизкого давления. Они не только легко преодолевают любые болота, но даже придают машине плавучесть. Широкие «дутики» создают настолько низкое давление на грунт, что позволяют двигаться, почти не оставляя следов. Впечатляет! Почему же такими покрышками не оснащают обычные внедорожники? Дело в том, что специальная внедорожная резина, во-первых, из рук вон плохо управляется на асфальте, во-вторых, не рассчитана на высокую скорость и, в-третьих, на твердых покрытиях очень быстро изнашивается. Поэтому для автомобилей, часто съезжающих на грунт, делают специальную, так называемую «грязевую» резину, которая в названии имеет аббревиатуру MT, что буквально означает Mud Terrain – для грязевого покрытия. Ее конструкция и дизайн позволяют совершать и длительные пробеги по асфальту, и довольно уверенные маневры на грунте. Такие покрышки чаще всего выпускаются в больших размерах, потому что обычно их ставят на лифтованные машины. Так что штатного размера МТ-резины может и не найтись.

Рассмотрим особенности дизайна протектора таких шин на примере популярной грязевой покрышки Toyo Open Country MT. Прежде всего, рисунок очень агрессивный, блоки имеют крючкообразный профиль, позволяющий вгрызаться в любой грунт буквально зубами. Открытые, почти прямоугольной формы плечевые ламели работают как шестерни, заглубляются в колеи и позволяют выехать, даже если эти колеи очень глубокие и скользкие. Но и это еще не всё! Рисунок протектора этой MT-покрышки не заканчивается плечевой зоной, а продолжается дальше, на боковине шины. Для чего это сделано? Мало кто знает, что при высокой артикуляции подвески шина зачастую находится в контакте с грунтом только своей боковиной. И, конечно же, покрышка, имеющая грунтозацепы на боковине, в такой ситуации будет работать гораздо эффективнее.

Шины АТ созданы для больших пробегов по асфальту
и уверенного движения по грунту, кроме экстремального бездорожья

Да, но всё это служит для уверенной работы на грунте, а как же на асфальте? Как обстоят дела с управляемостью, износом и шумом? Для длительной службы на твердых покрытиях, а также надежной управляемости машины такая шина имеет конструкцию из трёх слоев полиэстера с высоким заворотом кромок (в обычных шинах два слоя), что даёт ещё и высокую прочность (значительно усиливает весь каркас шины). А для отличного сцепления на мокром асфальте (главная проблема всех грязевых покрышек) в блоках протектора есть глубокие ламели. И чтобы уменьшить шум и избавить от резонансного гула, все детали протектора имеют разные размеры. Но важно помнить, что такая резина всё-таки для тех, кто часто съезжает в реальную грязь, то есть для настоящих любителей внедорожной езды и даже гонок. Например, модель Open Country MT активно применяют на «Дакаре».

А тем, у кого более спокойный темперамент, кто предпочитает серьезную грязь объезжать, но при этом всё же съезжает с асфальта, существует специальный класс резины, который обозначается аббревиатурой AT, или All Terrain , что буквально означает «для всех покрытий». Эта резина с менее агрессивным рисунком протектора, чем MT, и рассчитана она на продолжительную эксплуатацию. Но при этом позволяет уверенно двигаться по грунту. По грунту, а не экстремальному бездорожью! Да и размеры позволяют устанавливать её вместо штатных покрышек на обычный неподготовленный внедорожник или кроссовер. Дизайн и конструкция таких шин продиктованы особенностями их применения. Рассмотрим шины AT на примере той же Toyo Open Country, но на этот раз с обозначением A/T plus. Поскольку на таких покрышках много ездят по асфальту, щебёнке, укатанным грейдерным дорогам и грунтовкам, дизайн протектора тоже довольно агрессивен, но при этом далёк от агрессивности MT. Рисунок протектора у A/T plus сделан асимметричным, позволяющим внешней стороне покрышки работать боковиной на бездорожье. Типичное для работы на грязи агрессивное внешнее плечо позволяет уверенно цеплять грунт в колее. А внутренняя сторона протектора служит для надёжного зацепа на асфальте, обеспечивая отличное торможение, управляемость и высокую износостойкость и одновременно снижая уровень шума. Края центральных блоков протектора ступенчатые, это позволяет увеличить прямой и обратный зацеп на всех видах грунта. Ну, и, конечно же, здесь тоже не обошлось без высоких технологий и особого состава резиновой смеси. Благодаря добавлению в него диоксида кремния улучшены характеристики на мокрой дороге, и снижено сопротивление качению, что, в свою очередь, уменьшает расход топлива и увеличивает срок службы. Понятно? Что ж, движемся дальше.

Высокий заворот слоя каркаса дает отличную управляемость и устойчивость

ОБЫЧНЫЕ ВОПРОСЫ

Очень часто возникает вопрос, как правильно подобрать диски для MT-резины при установке на лифтованную машину. Общее правило таково – диск должен быть на два дюйма уже покрышки. Это позволяет шине правильно работать протектором при разном давлении и не разбортироваться.

Другой вопрос, надо ли балансировать грязевые шины большого размера. Наше мнение – если дисбаланс шины размерностью 33 и более дюймов укладывается в 100 грамм, балансировать MT не имеет смысла. Она сама по себе очень тяжелая, и кроме того, проехав по обочине и зацепив боковиной большой кусок грязи, вы тут же нарушите балансировку, причем значительно. Общее правило – после каждой поездки по грязи мойте шины и диски и не разгоняйтесь на МТ-резине выше 110 км/ч. Тогда и сильного дисбаланса не будет, и шины прослужат долго. Другое дело – покрышки AT. Они значительно легче и не склонны к переносу грязи на себе, а главное, ездят с гораздо более высокими скоростями. Вот их, конечно же, необходимо балансировать.

Как подобрать размер дисков для монтажа резины
увеличенного размера, и нужно ли балансировать большие колеса?

Ещё один важный вопрос – выбор давления при езде по асфальту. Если речь о покрышках штатного размера, ответ прост – смотрите мануал. А вот при установке больших шин на лифтованный внедорожник ответ уже не столь очевиден. Общее правило – чем больше размер шины по отношению к штатному, тем ниже должно быть рабочее давление в ней на асфальте. Если шина перекачана, то быстро изнашивается центральная дорожка, машина легко срывается в скольжение и неприятно подпрыгивает на каждом стыке асфальта. Недокачанная шина заметно греется и быстро изнашивается. У неё замедляются реакции при рулении, и она чудовищно подламывается в поворотах. Определить оптимальное давление не так уж сложно. Если вы проехали десяток-другой километров и протектор резины на ощупь тёплый – давление в шине нормальное. Если горячий, и это очевидно чувствуется рукой, – повысьте давление, оно слишком низкое. Если протектор совсем холодный, можно смело снизить давление на пару десятых атмосферы и померить ещё раз. А вот о том, какое давление в шинах использовать при езде по грунту, мы расскажем в следующих уроках.

Источник

Оцените статью