- Kramscalemodels
- Краматорский клуб масштабного моделизма
- Все о грунтовке
- Статья о покраске масштабных моделей
- Основные методы, техники и приемы покраски масштабных моделей. Инструмент и химия для моделизма.
- Краска в аэрозольных баллонах.
- Покраска модели кистью.
- Аэрозольные грунтовки в баллонах.
- Аэрография в моделизме.
- Покраска модели аэрографом.
- Краски-металлики.
- Модельный скотч и окрасочные маски.
- Покраска камуфляжа на модели.
- Лаки для моделизма.
Kramscalemodels
Краматорский клуб масштабного моделизма
Все о грунтовке
Прежде всего, давайте уясним, что подразумевается под грунтовкой. Грунтовка – это первый слой краски на модели. Он идет непосредственно на поверхности модели (обычно на пластик) и полностью покрывается следующими слоями краски.
Главный или не главный?
Есть моделисты, которые всегда наносят один слой грунтовки (или даже несколько), как часть процесса раскраски, и есть другие моделисты, которые редко, если вообще используют грунтовку. Другие же будут где-то посередине, используют грунтовку на конкретных моделях.
Нет никаких сомнений, что потрясающие модели могут быть сделаны без использования грунтовки, грунтовка модели потребует дополнительного времени и расходов. Существует также небольшой элемент риска, можно испортить модель в конце стадии нанесения грунтовки путем применения большого слоя грунтовки, который охватывает мелкие детали поверхности модели.
С учетом всех этих недостатков, и того факта, что грунтовки даже не видно на готовой модели, встает очевидный вопрос: почему вообще кто-то беспокоится о нанесении грунтовки?
Причины для добавления грунтовки
Основные причины для нанесения грунтовки, являются следующими:
1.Показ поверхностных дефектов
2.Улучшение адгезии (прилипания) слоев краски
3.Уменьшение общей толщины краски
4.Предварительные затенения.
Грунтовка на этом рисунке показала области, где шов был еще виден (отмечены красными кругами).
Теперь рассмотрим каждую из этих причин более подробно:
1.Выявления дефектов поверхности
Получение идеальной поверхности без каких-либо следов или линий швов имеет важное значение для профессиональной отделки модели. Раскраска модели редко скрывает дефекты и, по сути, стремится, чтобы выделить их. К сожалению, это не всегда легко – увидеть дефекты поверхности перед окраской.
Особенно это имеет смысл, когда были применены наполнители, и поверхность была отшлифована, что приводит к разным цветам и степеням глянца. Один слой грунтовки приводит модель к однородному цвету и интенсивности глянца, что дает намного легче увидеть поверхностные дефекты.
Эта особенность показа поверхностных дефектов, очень важна в последующем нанесении основной краски и являет собой достаточно вескую причину для применения на главных моделях. Тот же эффект может быть достигнут с применением слоя краски прямо на «голой» поверхности модели (при условии, что наносится равномерно по всей модели один цвет). Однако, после того, как поверхностные дефекты были устранены, будет необходимо нанести еще один слой краски, таким образом, общее количество слоев краски было бы то же самое.
2.Улучшение адгезии (прилипание)
Передние зубы на Чужом должны быть полностью перестроены с использование «Milliput». Сначала невозможно увидеть, как хорошо они гармонировали с остальными зубами, пока грунтовка не была нанесена на всю поверхность и не дала однородный цвет и фактуру – см. ниже.
Предполагается, что грунтовка будет держаться на модели лучше, чем верхний слой краски и верхний слой краски будет лучше держаться на грунтовке, чем она будет на поверхности модели. Грунтовка очень хорошо держится и на поверхности модели и на краске, сцепляя их. Без грунтовки верхний слой краски может шелушиться или быстро стираться.
Есть ли в этом правда? Это, конечно, имеет место в «реальном» мире во многих ситуациях. Если Вы пытаетесь применить глянц на дерево, например, на дверную коробку или плинтус, или на металл, например, гаражная дверь, то он не будет держаться и, действительно, может шелушиться и стираться. Однако, в мире моделирования ситуация не столь однозначна.
Краски для моделирования, предназначены специально для применения их на пластике и большую часть времени будут матовыми с шероховатой поверхностью, что естественно дает хорошее сцепление. Краски, как правило, очень высокого качества, с хорошими связующими и очень мелкой пигментации. Адгезия к пластмассе, резине или металлу и к последующим слоям краски очень хорошая, так что необходимость грунтовки для улучшения адгезии, вызывает сомнения. На самом деле, на сайте «Vallejo» конкретно говорится, что «грунтовка, как правило, не требуется» для их красок в большинстве случаев (хотя «Vallejo» действительно производят грунтовку).
Однако, это ситуация была не всегда и моделисты, которые занимаются этим искусством длительное время могут привести случаи в прошлом, когда краска не держалась на моделях. Краски, доступные в 1960-ых и 70-ых, были вообще не такого хорошего качества как сегодня, так что моделист, который долго занимается этим, развил в себе привычку всегда применять грунтовку для улучшения адгезии, когда на самом деле это не необходимо в большинстве случаев. Если используется хорошая краска для моделирования и она не прилипает, то это, скорее всего, является результатом плохой подготовки поверхности модели, а не отсутствие грунтовки. Поэтому в большинстве случаев применение грунтовки для улучшения адгезии верхнего слоя краски нет необходимости, и лучший способ получить хорошую адгезию краски – это хорошо подготовленная поверхность, без каких-либо следов жира или масла.
Одно возможное исключение к этому – то, где нанесение глянца или полу-глянца являются верхним слоем. Глянцевая краска означает, что она вряд ли хорошо присоединится к блестящей поверхности пластика и слой из матовой краски между поверхностью модели и верхним слоем может улучшить адгезию.
Плечо Чужого с поверхностным дефектом.
Под слоем грунтовки шва не видно, это показывает недостатки литья, которые можно не заметить.
3.Уменьшения толщины слоя краски
Это может показаться нелогичным. Как может добавление слоя грунтовки уменьшить количество слоев краски?
Ответ заключается в том, что большинство грунтовок очень непрозрачны, т.е. не пропускают цвет основной поверхности модели, и имеют нейтральные цвета. Если у Вас есть модель, которая изготовлена из различных материалов (пластик, резина, латунь и т.д.) или используется пластик различных цветов, то Вам может понадобиться несколько слоев краски для выравнивания цвета различных поверхностей. Однако тонкий слой грунтовки даст модели общий цвет, который затем легко покрасить нужной Вам краской.
4.Предварительное затенение
Если грунтовка полностью покрыта последующими слоями краски, то это не обязательно, что грунтовка затенена ими. Цель при покраске моделей заключается в использовании всего лишь краски, и возможно, лучший результат часто достигается за счет нанесения нескольких тонких, почти прозрачных слоев.
При выборе цвета грунтовки, который является «теневой» версией главного цвета, можно достичь путем аэрографии, оставить часть грунтовки немного «просвечиваться» через верхний слой краски, что придает глубину и интерес к модели.
Существует ли необходимость в специальной грунтовке?
Если Вы решили добавить слой грунтовки на модель, то есть три варианта для выбора:
1.Специальный грунтовочная краска для моделирования;
2.Общая грунтовка;
3.Обычная модельная краска.
Много производителей красок для моделирования делают свои собственные фирменные грунтовки, и это, пожалуй, самый безопасный вариант, потому что они были специально предназначены для работы с красками в диапазоне производителей. Эти грунтовки должны хорошо держаться и хорошо удерживать краску.
Некоторые моделисты используют общую грунтовку – в частности, акриловая автомобильная грунтовка. Она хорошо держится, удобна и достаточно недорогая (большого тюбика хватает на несколько моделей). Следуют проявить осторожность, чтобы не нанести слишком толстый слой грунтовки. Моделист будет пытаться сохранить как можно больше деталей на поверхности, в то время как автомобильная грунтовка предназначена для выравнивания любых неровностей.
Если одна из целей грунтовки предварительное затенение модели, то лучшим выбором может быть обычная модельная краска, при условии, что поверхность матовая или с небольшим блеском. Глянцевая или полу-глянцевая краска не сделает хороший слой грунтовки. Если поверхность модели не является особенно трудной, почему бы не использовать обычную модельную краску в качестве грунтовки.
Выбор цвета грунтовки
Эта модель, предназначенная для работы СМИ, сделана из разных материалов (пластмассы, резины и металлических поверхностей), ее выгодно будет покрыть слоем грунтовки.
Используя грунтовку производителя у Вас нет выбора цвета, и, вероятно, обнаружите, что Вам придется использовать серый или грязно-белый цвета. Это не проблема, так как они делают хорошие цвета грунтовки.
Если верхний слой краски Вашей модели в основном светлого цвета, то рекомендуется использовать светлую грунтовку и, наоборот, с моделью, которая будет темной. Это поможет уменьшить слой верхней краски, чтобы получить желаемый окончательный цвет.
Если грунтовка не будет видна через верхний слой краски, то можно использовать любой цвет. Серый или грязно-белый цвета грунтовки пользуются большой популярностью, будучи нейтральными, они хорошо отображают какие-либо дефекты поверхности. Может показаться удивительным, но черная грунтовка также часто цитируется в журналах по моделированию, и, казалось бы, трудно видеть поверхностные дефекты на черном цвете (Tamiya полу-глянцевая черная является фаворитом некоторых моделистов). Другой цвет, используемый для грунтовки, в частности для самолетов, — это серебро. На серебряной грунтовке хорошо обнаруживаются дефекты, и так как она подражает естественной металлической поверхности многих самолетов, то ее можно оставить, чтобы в дальнейшем имитировать изнашивание самолета.
Все это показывает, что фактический цвет грунтовки может быть даже моно-цветом модели, которая является первостепенным значением.
Подсказка: Если у Вас осталось небольшое количество разных цветов красок, которые вряд ли будет использоваться, то Вы можете смешать их вместе, чтобы использовать в качестве грунтовки.
Выводы
Первоначальная цель грунтовки служит для улучшения адгезии (прилипания) верхнего слоя краски. Это стало необходимым в большинстве случаев из-за качества современных красок для моделей. Однако есть много других причин применения грунтовки, это почти всегда делают опытные моделисты. Единственное, о чем нужно позаботиться, это чтобы слой грунтовки был тонким и не закрывал мелкие детали модели.
Источник
Статья о покраске масштабных моделей
Небольшая статья с азами покраски масштабных моделей. Общая информация об основных методах, техниках и приемах покраски. Полезные рекомендации по инструментам и химии необходимым в процессе окрашивания моделей..
Основные методы, техники и приемы покраски масштабных моделей. Инструмент и химия для моделизма.
Краска в аэрозольных баллонах.
Итак, давайте разберемся в покраске масштабных моделей. Скорее всего вы уже слышали, что покрасить их можно аэрографом или кистью. Но не стоит забывать, что сейчас в продаже есть аэрозольные баллоны для моделизма от того же mr.Hobby или Tamiya. Цветовая палитра красок включает в себя популярные автомобильные и авиационные цвета. Найдутся крайне полезные металлики, лак, базовые и камуфляжные цвета, которые помогут сэкономить время и силы независимо от того, есть у вас аэрограф или нет. А особенно если его нет. Тем более если вы собираете какой-нибудь Миг-19, цвет которого на 90% состоит из металлика, а нанести кисточкой такой металлик ровно, красиво и реалистично — это очень сложно, долго и требует определенного опыта. Баллон 85017 Tamiya TS-17, к примеру, решит эту проблему за полминуты.
Плюс аэрозольного баллона в том, что его использование дает слой краски по качеству, равномерности и насыщенности ничем не уступающий аэрографу, а краска наносится очень легко и быстро, экономя вам уйму времени. Минус — это более высокая стоимость и менее экономичный расход, особенно по неопытности. Обычно для новичка его можно охарактеризовать “один баллон — одна или две модели”. Хотя номинально их должно хватать на 4 кузова в 24-ом масштабе. Исходя из этого красить из баллона мелкие детали имеет смысл только сразу кучками и пучками. Так же баллон не годится для мелких и точных работ, факел распыления слишком обширный и подходит только для базовых однотонных цветов или камуфляжей (с использованием маскировочных скотчей и масок). Для тонких, точечных и аккуратных работ вам пригодится кисть.
Покраска модели кистью.
Как правило методы окраски комбинируются. И работая над одной моделью обычно используешь и кисть, и аэрограф и аэрозольные баллоны (особенно в случае если ваша модель — автомобиль).
Но если вы совсем новичок, то скорее всего ваш арсенал — это только кисточки. Краски пригодные для покраски модели кистью как правило имеют водную основу, и часто подходят как под кисть, так и для аэрографа. “Revell aqua color”, “Hobby Color aqueous” с префиксом “H” в номере или, к примеру, мастер-акрил от “Звезды” обладают хорошими свойствами укрывистости а главное усадки.
За счет того, что краска на водной основе, она дольше сохнет, давая больше времени для работы над окрашиваемым участком. А после высыхания образуется хороший, относительно равномерный слой, даже если вы немного переборщили с количеством краски при мазке. Но только если немного, даже очень хорошая краска, при неумелом с ней обращении не спасет от подобных результатов.
Вам придется смириться с парой моделей подобного исполнения, прежде чем вы набьете руку и получите нужный опыт. Хотя главное правило хобби, чтоб вам нравился как процесс, так и результат, верно?)
Впрочем мы немного отвлеклись, идем далее. Другие же краски, к примеру “Tamiya” на спиртовой основе, больше подходят для аэрографа, превосходно раскрываются и демонстрируют свои лучшие качества именно с ним. Красить модель кистью и красками от Тамии можно и они разбавляются водой, позволяя покрасить мелкие детали. Большие по площади поверхности лучше красить “кисточными” красками. Тамия даст посредственный результат.
От самой кисточки тоже многое зависит.
Думаем очевидно, что чем тоньше волосяной пучок и вершинка, и чем лучше кисть держит форму, тем более точные и аккуратные линии вы сможете наносить и сможете работать даже с самой мелкой детализацией. Только бы зрения хватало. А еще важно, чтоб кисть служила долго не теряя форму пучка. Производители инструментов и химии для моделизма учитывают этот момент. Поэтому при выборе кисти стоит обратится к нам, а не в магазины рукоделия в ближайшем ТЦ.
Мастера росписи миниатюр не дадут соврать о важности хорошей кисточки.
При работе кистью вам доступно меньше художественных приемов, чем с аэрографом. Например вам будет проблематично сделать мягкий равномерный градиент, или мягкие края камуфляжных пятен, присутствующих на многих образцах техники. Вам скорее всего не удастся сделать реалистичные эффекты выгорания краски, проглядывающего через затертую краску грунта и мягкие линии при выделении расшивки. Моделистов, которые используя только кисти, смогли максимально приблизится к уровню покраски аэрографом можно по пальцам пересчитать и только им известно чего это стоило и сколько сил на это было потрачено.
Аэрозольные грунтовки в баллонах.
Перед покраской модель нужно будет обязательно загрунтовать. Грунт свяжет пластик модели и краску, обеспечив относительную прочность и устойчивость слоев краски к всяким воздействиям. Проще говоря, модель можно будет взять в руки с меньшим риском повредить краску. В нашем случае подойдет аэрозольная грунтовка для моделизма. B-527 Mr.Hobby или 87026 Tamiya Surface primer как пример. Сторонние грунтовки из автомагазинов — плохая идея. На нашей памяти бывали случаи, когда использование такой грунтовки убило всю расшивку на модели Ту-160 в масштабе 1/72 стоимостью под 15 000 рублей. Исправить ситуацию пока ничем не удалось. Наносить грунтовку кистью тоже можно, если нет требований к качеству и красоте финального лакокрасочного покрытия.
А чтобы привыкнуть к краске и ее свойствам — советуем потренироваться на какой-нибудь детали не пригодившейся при сборке. Красивого высветления и «выгорания» краски от краев к центру панелей фюзеляжа и крыльев на фото Су-17 выше, можно добиться постепенным осветлением базового оттенка камуфляжа от краев к центру. Просто постепенно добавляете по капле белого или более светлого оттенка в основной. Это так называемый «постшейдинг». Есть техники масляных фильтров и смывки, но это уже тема отдельной статьи. В работе с кистью вам поможет вагон терпения, концентрации, твердая рука и возможно пригодится влажная палитра.
В небольшую емкость кладется губка, или губчатое полотенце, наливается вода до поверхности губки, сверху кладется пергамент для запекания, на который наносится клякса краски. Благодаря влажному пергаменту краска сохнет часами, давая вам возможность комфортно красить модель. И последнее что стоит отметить — не используйте гуашь, акварель и краску не предназначенную для моделизма. Уж лучше голый пластик, чем то, что вы получите в итоге =)
Аэрография в моделизме.
Теперь перейдем к аэрографии. Моделизм — очень затратное по времени хобби, позволить убивать на него долгие часы может далеко не каждый, стройки моделей могут растягиваться на месяца и годы. Аэрограф — это инструмент который кратно сокращает время работы, повышая при этом качество и красоту готовой модели. Правильно распыленный слой краски имеет толщину в микроны, делая поверхность модели максимально реалистичной и гладкой, сохраняя при этом всю мельчайшую детализацию. Существенно снижается расход химии. Каплей разбавленной краски можно покрасить в разы большую по площади поверхность, чем аналогичным количеством краски и кистью. Аэрограф развязывает руки, когда дело доходит до цветовой модуляции, причем зачастую без лишних усилий и затрат. Да и все самые лучшие и конкурентоспособные по качеству модели, которые не стыдно и на выставку свозить, и коллегам показать красятся именно аэрографом.
А теперь обо всем подробнее. Химии для покраски аэрографом великое множество. Мы отметим наиболее популярные бренды, например акриловые и эмалевые краски “Tamiya” (X, XF), “mr.Color”, “mr.Hobby” водные (H) или на специальном разбавителе (MC), “Акан”. Под этими марками вы также найдете и грунтовки, и лаки, и смывки. Как правило с них и начинается путь любого моделиста, вооружившегося аэрографом.
Все три бренда имеют широчайшую палитру, а “mr.Hobby” и “Акан” могут похвастаться палитрами точных цветов различных зарубежных военных стандартов RLM, FS. “Акан” предлагает наборы с точными цветами российской и советской авиации и бронетехники. «Тамия» тоже обладает таковыми, но названия в ее палитре собственные и их нужно подбирать и сравнивать по таблицам соответствия цветов. Краски от Tamiya и mr.Hobby вообще очень схожи по свойствам, а последние зачастую можно разбавить тамиевскими разбавителями. Использование аэрографа накладывает определенные нюансы на технологический процесс сборки модели. Перед тем, как начать работу с моделью следует внимательно ознакомиться с инструкцией и набрать как можно больше референсов оригинала. Изучая материал вы наметите наиболее удобный порядок покраски и сборки. Инструкции далеко не всегда составлены с учетом такого элемента как удобство покраски аэрографом. Так что этот процесс крайне желательно заранее прокрутить в голове. В итоге у вас запросто могут получиться такие картины на столе:
Они не совсем соответствуют инструкции, но красить модель удобнее всего в таком виде.
Жидкие грунтовки для моделизма.
Модель, окрашиваемая аэрографом так же должна быть загрунтована. Об аэрозольных баллонах мы поговорили выше. Поговорим о цвете грунта. Выбор цвета грунтовки имеет значение. В основном используется серая (87075 Tamiya, SF-289 Mr. Hobby) и белая (87096 Tamiya, SF-291 Mr.Hobby). Серая — универсальная. Краска нанесенная на белый грунт получается более насыщенной и яркой. Черная (SF-288 Mr.Hobby) делает слой краски нанесенный поверх себя темнее, так что ее в основном используют для металликов или для прешейдинга, о котором чуть позже. Цифры на банках и баллонах — зернистость материала. Чем она меньше — тем крупнее зерно грунтовки.
Крупнозернистые используют для пластика с обилием царапин и мелких дефектов. Грунтовка забиваясь в них сглаживает поверхность проявляя выравнивающие свойства. После поверхность шлифуется и покрывается мелкозернистой грунтовкой, добивающей мельчайшие изъяны, таким образом моделист добивается идеальной поверхности для нанесения краски. Как правило если хорошенько подготовить пластик наждачками и отшлифовать поверхность деталей, то грунтовки 1000 или 1500 хватит с головой.
Слой грунтовки отлично выявляет дефекты стыковки, царапины, щели и различные повреждения, которые на голом пластике малозаметны, так что грунтовать модель в несколько этапов, зашлифовывая проблемные места между этапами — обычная практика. Любая жидкая грунтовка разбавляется фирменным разбавителем до состояния молока, исключая те случаи, когда она уже продается разведенной под аэрограф. Бывают и такие. Пропорции грунта и разбавителя могут отличаться, так что небольшая практика на “кошках” (ненужных моделях и кусках пластика) поможет выявить подходящую. Грунтовку следует разбавлять только фирменными разбавителями, которые вам подскажут в магазине или на профильных ресурсах. Попытки заменить разбавитель бытовой химией могут быть успешными, а могут кончиться испорченной моделью и полной чисткой аэрографа с заменой сопла, тут все на свой страх и риск.
Покраска модели аэрографом.
Наконец мы добрались до самого интересного. Покраски модели аэрографом. Краски для аэрографа обычно разбавляются растворителями в соотношении 1 к 2, до состояния молока.
Акриловые краски “Tamiya” X и XF на спиртовой основе лучше всего разбавляются фирменным разбавителем 81040 X-20A Acryllic Paint Thinner или изопропиловым спиртом. Водка тоже сгодится, но краска ведет себя гораздо хуже, чем с изопропиловым спиртом.
LP — универсальным разбавителем 87077 или 87194 с ретардером (замедлителем высыхания).
Mr.Hobby aqueous — фирменным T-110 Mr.Hobby, возможно X-20A или спиртом.
Акрил на специальном разбавителе разводят из флаконов Mr.Hobby от T-101 до Т-108.
Краски “Акан” в зависимости от основы, водой, хорошей водкой, фирменным растворителем или, если это металлики 6 серии — тамиевским “Laquer thinner”. Самый лучший выход, для каждой краски использовать фирменный растворитель, который вам подскажут в магазине. Это убережет вас от неожиданностей, изменения цвета пигмента, головных болей с нанесением, нервов и испорченных моделей.
Давление на манометре компрессора варьируется от 15 до 25 psi. Чем тоньше и точнее нужно нанести краску, тем давление делается меньше и раствор в бачке жиже и регулятор подачи на аэрографе сильнее закручен (если такой имеется). Покраска базовых цветов на больших площадях модели — 20-25 psi, обычное соотношение краски c растворителем и открученный регулятор подачи материала. Если слой краски напоминает песок — нужно добавить растворителя и держать аэрограф ближе к модели. Если надуваются кляксы — раствор слишком жидкий и/или слишком сильное давление на компрессоре и/или нужно добавить краски.
Движения аэрографом нужно делать плавно, без длительных остановок, иначе получите перелив краски и кляксу. Не следует мотать им словно вы рисуете кракозябры на бумаге. Двигайте рукой слева направо, сверху вниз и наоборот.
С азами инструмента познакомились, давайте немного об основных техниках. Есть два стула, на одном. шутка. Можно покрасить модель так, как обычно предлагается в инструкции производителем и вы получите простенький и чистенький экспонат на полку. Своеобразный базовый уровень. Обычно аналог можно увидеть на фотографиях тестовых сборок модели от производителей. Например на коробках наборов фирмы “Звезда”. Может даже покрашенный в правильные цвета. Поскольку очень часто производители дают неверную палитру и схемы окраски в инструкциях. Так что всегда проверяйте по фотографиям реальных прототипов и ищите информацию о точных цветах на профильных ресурсах, если вам конечно не все равно =)
Техника прешейдинга моделей.
А вот продвинутый уровень, на нем то и начинается самое веселье. Реальные прототипы часто довольно поношенные. Особенно это характерно например для палубной авиации. Морская соль, грязь, солнце, влага, копоть, жар сопел — факторы не благоприятствующие лакокрасочным покрытиям. Имитировать подобное можно без сторонней химии для “погодинга”, теми красками, что у вас есть в наличии.
Плюс аэрографа в том, что он дает очень тонкий слой краски. Через который хорошо просвечивает предыдущий слой или грунт. Из этого вытекает первая техника покраски — “Прешейдинг”. Перед нанесением основных цветов, на слой грунта, максимально тонким факелом наносится неравномерная текстура-подложка. И модель превращается в своего рода негатив)
Контрастным темным выделяется вся расшивка или основные линии стыка панелей. Цвет подложки варьируется в зависимости от задач. Коричневые пятна под основновным слоем краски дают имитацию грязи, например в области уборки шасси или гусениц у бронетехники. Зеленые — выгорание краски до просвечивающего заводского грунта, белые — просто выгорание краски. Отдельные люки, окрашенные в контрастный светлый цвет, дадут ощущение, что их постоянно открывают изнашивая краску.
В целом же все зависит от вашего желания в творчество и точного глазомера. После нанесения основного слоя краски получается интересная текстура придающая реализма или художественной выразительности.
Эффектом очень легко управлять, приглушая его дополнительными слоями краски в тех местах, где вы посчитали нужным. Главная опасность в том, чтоб не скрыть все старания, надув слишком много слоев или слишком обильное количество краски. Не торопитесь. В авиации излишний прешейдинг черными линиями расшивки модели часто натыкается на критику от свирепых поборников реализма, особенно в случаях с реактивными самолетами. Трактуется прешейдинг расшивки вздутием панелей, характерным для самолетов второй мировой, в местах с применением дерева и не только. Для современных реактивных самолетов, его не всегда корректно применять, но черт возьми красиво же, да и главное главное чтоб нравилось именно вам =). А текстура поверхности приветствуется всегда.
В покраске масштабных моделей бронетехники прешейдинг используют для своеобразной имитации теней, аля “ambient occlusion” в компьютерной графике.
Принцип простой. Места обращенные к солнцу, или те, на которых топчутся или трутся постоянно — светлее. Стыки, загрязненные места и прямые углы, потеки от влаги — темнее.
Следующая техника — “Постшейдинг”. Цветовая вариативность и выразительность достигается нанесением тонких слоев краски разных оттенков после окраски модели в базовые цвета. Рассмотрим ее на примере “Корсара”
Тут выгорание и потертости краски до заводского грунта могут быть имитированы надуванием сильно разбавленного оттенка “Цинка хромат” на базовый цвет в нужных местах. Выгорание голубого на панелях, надуванием слоя краски основного цвета с добавлением белого, ближе к их центру. Это может усиливать эффект прешейдинга. В бронетехнике постшейдингом могут наносить песочные и пыльные оттенки краски на базовый цвет, успешно имитируя техники везеринга, основанные на масляных фильтрах, избегая покупки дорогих масляных красок.
Постшейдинг можно использовать совместно с прешейдингом, а можно без него. И наоборот. Эффекты копоти от патрубков двигателя у «Корсара» с фото выше можно нанести из аэрографа жидко разбавленным лаком 81519 X-19 и матовым белым 81702 XF-2. Царапины краски до металла — еще одна техника основанная на работе аэрографом. Можно конечно имитировать царапины нанося их кистью. Но их реалистичный вид требует немалого опыта. Проще покрыть модель в нужных местах слоем алюминиевой краски, а потом основными цветами, которые позже, перед нанесением лака, обдираются зубочисткой до слоя с металликом. Результат зачастую гораздо реалистичней ручного нанесения кистью. Не забудьте что для «пре» и «постшейдинга» вам нужен компрессор с ресивером, способный постоянно держать заданное давление, а также аэрограф с соплом поменьше. Например 0,3 мм. В масштабном моделизме такого диаметра хватит для любых целей, просто большие модели будете красить чуть дольше чем с 0.5 мм соплом.
Краски-металлики.
Теперь поговорим про металлики. Для них очень критичен показатель зернистости. Чем зерно крупнее, тем менее реалистично выглядит поверхность. А чем мельче — тем дороже металлик. На рынке можно встретить линейки “супер металликов”, очень дорогих, мелкозернистых и дающих поверхность не отличимую от металла.
Наносить металлики рекомендуется на слой черной глянцевой краски либо на черный глянцевый грунт. На таком слое расход металлика уменьшится (а стоят металлики как правило дороже обычных красок) а блеск и контраст будет ярче и выразительнее. Глянцевость подложки помогает получить гладкую металлическую поверхность, что очень критично для металликов. Они выявляют и подчеркивают малейшую неровность и изъян на пластике, а так же косяки при грунтовании. Так что модель нужно шлифовать и готовить к покраске особенно тщательно.
Хотя есть линейки супер-металликов ”Ak Xtreme metal”, которые можно наносить на голый пластик без риска оторвать пигмент скотчем. Поверхность окрашенная такими металликами близка к идеалу.
Основная техника при покраске моделей в металлики — это так называемый “Панельный эффект”. Дело в том, что разные места обшивки самолета могут состоять из разных металлов. Где-то авиационный алюминий, где-то дюралевый сплав, где-то титан. Даже панели из одного и того же металла, изготовленные на разных заводах могут иметь разный оттенок.
Соответственно в арсенале желательно иметь несколько видов металликов. Маскируя нужные области, покрываем их разными оттенками.
В случае же с различными жаропрочными панелями, горелым металлом и побежалостями на его поверхности, то тут помогут металлики специально изготовленные для сопел и капотов реактивных двигателей. Такие есть в палитрах у некоторых производителей красок. Особенно у “Акана” или у “AK-interactive”. Комбинируя нанесение оттенков, активно применяя маски и добиваясь тонкого факела из аэрографа с соплом маленького диаметра вы можете получить интересную поверхность.
Главная фишка такой техники — наносить горелые оттенки на базовый слой алюминия, а не на грунт. Так вы добьетесь разной насыщенности оттенка побежалости и будете лучше его контролировать. Так же активно применяется техника нанесения сухих пигментов горелого металла 87088 Tamiya и прозрачных цветных лаков подходящих оттенков (X-23, X-24, X-26 ) на слой алюминиевой краски.
Модельный скотч и окрасочные маски.
Самое время поговорить про применение масок. Этот этап неотъемлемая часть покраски с использованием аэрографа. Потому что каким бы точным не был инструмент, всегда есть риск надуть что-то туда, куда не стоит. Особенно в случаях с пиксельным камуфляжем, оплеткой остекления кабины, нишами шасси и т.д.
Для маскирования лучше всего использовать модельный скотч. Он изготовлен таким образом, что если краска нанесена на грунт, то при снятии масок, она останется на модели, а не на скотче. Он достаточно цепкий, чтобы долго не отваливаться от модели, а главное, он не оставляет липкого слоя и пятен. Он бывает разной ширины. 2, 3, 5 мм — гибкий, 6, 10, 18 и 40 мм — плотный. Применение канцелярских и малярных скотчей никакой гарантии от жирных пятен и содранной краски не дает, будьте осторожны. Кесареву кесарево, а моделизму все для моделизма =)
Предупреждаем сразу — это самый настоящий расходник. В процессе покраски скотч переводится километрами, с этим придется смириться.
Для изготовления масок совершенно незаменим коврик для моделизма, к примеру 74118. Материал из которого их изготавливают самозатягивающийся, эластичный, устойчивый к износу и не портит лезвия модельных ножиков. Разметка на его поверхности жутко экономит время на изготовлении более точных и аккуратных масок.
Покраска камуфляжа на модели.
Если камуфляж имеет мягкие края, то все просто. Намечаем его на этапе прешейдинга, не боясь при этом корректировать в случае ошибок или дрогнувшей руки.
А потом закрашиваем пятна нужными цветами. Если же камуфляжный рисунок имеет четкие края, то для дотошной точности можно распечатывать схему рисунка из инструкции, увеличив ее до нужного масштаба в фоторедакторах, вырезать пятна и прикладывая получившийся трафарет на модель и поэтапно надувать цвета камуфляжа. Но это сложновато. Легче, используя гибкую разновидность тонкого модельного скотча, повторять на глаз изгибы пятен.
А еще можно катать колбаски из “Блю-така” или специального модельного пластилина для маскировки. Детский пластилин лучше не использовать, жирные пятна потом ничем не исправить.
Оплетку остекления кабины обычно красят, маскируя само остекление. Отрезок модельного скотча приклеивается на стекло кабины, далее приглаживается к поверхности зубочисткой так, чтоб проступил рельеф оплетки, а потом предельно осторожно, аккуратно и не торопясь лишнее по линиям рельефа отрезается острым скальпелем или модельным ножом.
Для гарантированно аккуратных краев оплетки и для сложного камуфляжа очень рекомендуем поискать покупные покрасочные маски, которые производители афтермаркета часто выпускают при релизе очередной модели. Они уберегут вас от досадных ошибок и сэкономят тонну времени.
Хорошая практика — это все, что можно покрасить аэрографом — лучше красить им и не лениться делать маски. Кисть используйте только для самых мелких деталей, которые только ей и возможно покрасить. Это приборы кабины, для которых нет декалей, катапультные кресла (местами), аэронавигационные огни и антенны, шланги гидравлики. На бронетехнике — шанцевый инструмент и его крепления. Нарезать маски на колеса шасси и покрасить их аэрографом быстрее, чем кистью.
Лаки для моделизма.
Ну и финальный этап — это покрытие модели лаком. Если у вас модель авиалайнера, самолет или вертолет гражданской авиации, автомобиль, то можно ограничиться глянцевым лаком. Военную технику сначала покрывают глянцевым лаком, потом наносят декали, защищают их парой слоев глянцевого лака, далее идут смывки и везеринг, а в финале модель покрывается матовым лаком. В боевой авиации схема почти та же, но финальный слой — на ваш вкус. Кто-то скажет, что модель обязательно покрывать полуматовым или матовым лаком, иначе она сильно и нереалистично блестит. Можно оставить глянцевый лак, потому что боевые самолеты действительно вполне себе блестят. Все зависит от свойств конкретной марки лака, качества покраски и количества финальных слоев. “Футура” к примеру способна дать автомобильный блеск не характерный для авиамодели, а глянцевый лак от “mr.Hobby” выглядит вполне себе приемлемо. Ориентироваться и решать уже вам. Сами лаки можно наносить как из баллонов (TS-13, TS-80, TS-79, “B”-серия mr.Hobby), так и аэрографом.
Если планируете делать жидкую смывку и везеринг, то наносите несколько слоев глянцевого лака, основа которого отличается от основы химии для смывки. Например лак на спиртовой основе от тамии после высыхания не сотрется водой или разбавителями на основе пинена, следовательно смывки следует проводить красками под эти разбавители. Несколько слоев лака дают надежную защиту от повреждений краски ватными палочками или химией для везеринга. Лаку перед нанесением декалей нужно дать пару часов, чтобы высохнуть, а перед смывками — оставить модель на сутки. Впрочем везеринг — это отдельный этап в моделизме и тема для большой самостоятельной статьи. Затрагивать ее мы здесь не будем.
А на этом с базовой информацией о покраске моделей у нас все, а вам успехов!
Источник