Здание Исторического музея
ГЛАВНОЕ
- Здание музея построено вXIXвеке в духе национальных архитектурных традиций.
- 39 выставочных залов музея описывают разные периоды развития искусства России и сами по себе являются шедеврами.
- Интерьер музея выдержан в стиле церквей и княжеских дворцов.
- Картина Ф. Торопова «Родословное древо государей Российских» (1883 год) изображает 68 правителей России, начиная с X века.
- Музей реставрирован в 1980-90-х годах и приобрел свой первоначальный величественный облик.
Здание Исторического музея в Москве — одна из самых значительных построек России XIX в., уникальный пример следования национальным архитектурным традициям. Оно было заложено в 1875 г. при участии императора Александра II. Красивое и величественное строение с высокими шпилями и зубцами органично вписалось в общий ансамбль Красной площади. В основе внешнего убранства Исторического музея использован стиль русской архитектуры средневековья, который перекликается со стоящим на противоположной стороне площади храмом Василия Блаженного. 39 залов музея имеют уникальные интерьеры, в которых прослеживаются разные периоды развития искусства народов России.
Каждый зал – небольшой шедевр, созданный при участии выдающихся художников: панорама Керченского пролива И. Айвазовского (зал «Б»), «Каменный век» В. Васнецова (зал №2), «Ночные жертвоприношения» Г. Семирадского (зал №8). В оформлении других залов приняли участие В. Серов, С. Коровин, И. Репин и др.
Главный вход находится со стороны Красной площади. Фасад украшен элементами древнерусской архитектуры. С четырех сторон здание отмечено башнями, внешне напоминающими кремлевские, а также зубцами и бойницами. В облике легко угадываются силуэты храма Василия Блаженного с его куполами и шатровой колокольней, а также русских палат XVII в. с богато украшенными наличниками окон. От древнерусского зодчества в облике музея ‒ высокие «щипцовые» крыши, башенки и флюгера.
Интерьеры залов Исторического музея
Научное руководство над проектом осуществляли крупные ученые того времени: граф А. Уваров и историк И. Забелин. Они же работали над структурой экспозиции музея и убранства залов. Интерьеры музея соответствуют стилям, в которых возводились церкви и княжеские дворцы в различные исторические периоды.
Музей открывается Парадными сенями ‒ огромным залом, покрытым золотом и богатыми росписями. На центральном своде можно увидеть картину «Родословное древо государей Российских» русского художника Ф. Торопова, 1883 г. Она представляет всю историю правителей России в лицах и копирует фреску Новоспасского монастыря – всего 68 персон, начиная с княгини Ольги и святого Владимира. На боковых сводах изображены гербы частей российской империи, перечисленных в императорском титуле. Потолок и стены украшены «травчатым орнаментом» в манере XVI‒XVII вв. Этот мотив был заимствован с росписи царского места в новгородском Софийском соборе. Пилоны мраморной лестницы охраняются львами, выполненными по образцу фигур Грановитой палаты Московского Кремля.
Из сеней посетитель попадает в Византийский зал (зал «А»). Он построен, как византийский храм, и напоминает св. Софию Константинопольскую в миниатюре. В центре арки указан год открытия музея – 7391 от Сотворения мира (1883 г. от Рождества Христова). Красивая дверь, ведущая в зал, украшена наличником, похожим на дверь храма Никиты за Яузой в Москве. Она покрыта металлическими орнаментами, подражающими декору дверей Благовещенского собора в Гороховце. Пол зала выложен мозаикой – копией мозаики катакомб св. Елены в Риме. Если взглянуть на свод, то можно увидеть фигуры Орфея, сцены из библейской притчи об Ионе и других библейских повествований. Эти изображения заимствованы с рисунков в христианских постройках Равенны.
Для декора залов «Б» и «В» использованы копии античных построек: колонн коринфского стиля и Пантикапея (Керчь). Далее представлены Крым и Кавказ, в том числе декоративные элементы древнеармянских и грузинских построек. Орнаменты дверей заимствованы из Кутаисского собора, окно ‒ из церкви Пантократора в Константинополе, потолок повторяет свод храма Монреале в Палермо, мозаика пола – узор церкви Спасителя в Константинополе. Пятый зал декорирован в скифском стиле, для которого характерно обилие зверей. Шестой зал напоминает античную постройку: в его росписях просматриваются сюжеты с греческих ваз с бытовыми сценами. Пол седьмого зала копирует рисунок мозаичного пола в алтаре киевского Софийского собора, далее используются миниатюры древних рукописей («Изборника», «Остромирова Евангелия» XI в.).
В Новгородском зале представлена копия западных врат Софийского собора, на сводах помещены копии фресок церкви Спаса на Нередице, а на стене ‒ роспись на тему иконы «Битва суздальцев с новгородцами». Во Владимирском зале (№ 10) выставлены копии белокаменной резьбы одного из самых знаменитых соборов древнего Владимира ‒ Дмитриевского собора. На стенах зала в натуральную величину скопированы фрагменты резного декоративного пояса, украшавшего его стены. В соседнем Суздальском зале (№ 11) воссоздан декор знаменитого шедевра Древней Руси – Георгиевского собора в Юрьеве-Польском XIII в.
Зал № 12 изначально представлял Ростовское и Ярославское княжества, поэтому в его пышном убранстве росписи копируют древнюю живопись этих земель. Стены расписаны по мотивам фресок Ростова XVII в.
Убранство Московского зала (№ 13) является подлинным шедевром архитектуры: огромный расписной свод, напоминающий шапку Мономаха, мозаичный пол, фриз по стене – все это соответствует канонам московского стиля искусства XIV‒XVI вв. Здесь можно увидеть панно «Утро на Москве-реке» (худ. Смоляк и Сигорский, 1947 г.) с изображением древнего Кремля в Москве. Остальные залы первого и второго этажей посвящены Московскому царству XVI‒XVII вв. и Российской империи, их убранство более скромное.
История строительства здания
Здание построено по проекту архитектора В. Шервуда и инженера А. Семенова. Им пришлось сделать несколько проектов, прежде чем был найден и утвержден архитектурный образ музея. В проекте с рабочим названием «Отечество» они ориентировались на памятники древнерусского зодчества XVI-XVII вв. — деревянного дворца в Коломенском, вологодских и ярославских храмов и др. Особое внимание уделялось мотивам Покровского собора на Красной площади, с которым музей должен был составить единый ансамбль.
Здание музея длиной 117 м. и шириной 52 м. выстроилось вдоль Боровицкого холма, у основания которого до 1818 г. протекала речка Неглинная. При строительстве применялись новейшие материалы и технические разработки: кирпичная кладка на цементном растворе, специальные каналы в стенах для вентиляции и отопления, поэтажные перекрытия из металла. Особо сложными и тонкими были работы над декоративным оформлением кирпичной кладки наружных стен и шатровых башен. Точно известно, что в 1876-1877 гг. над ней одновременно трудились 260 каменщиков и несколько сотен подсобных рабочих.
В 1880 г. к работе над проектом присоединился архитектор А. Попов. Были подготовлены чертежи оконных рам. На шатрах и кровле установлены геральдические скульптуры с поворотными механизмами: двуглавые орлы с герба царя Алексея Михайловича и Кремля, львы и единороги с древней печати московского Печатного двора. Над входом появятся даты 1875 и 1883 – годы закладки здания и открытия музея.
В 1914 г. была проведена незначительная перепланировка – в музее появились библиотека, архив, отдел рукописей и старопечатных книг. В сталинскую эпоху здание музея подверглось варварскому разрушению: были уничтожены интерьеры залов, связанных с царской эпохой, закрашены фрески, сбита лепнина, снята позолота. Были убраны бронзовые львы и доска с надписью об основании музея, с флюгеров исчезли геральдические фигуры – орлы, львы и единорог. В течение 15 лет музей был закрыт для посетителей.
После проведенной в 80‒90-е гг. XX в. реставрации музей вернул себе величественный облик. В 1997 г. вновь открылись первые 11 залов, а сейчас только экспозиционных залов в музее насчитывается 39. В 2003 г. на башни Исторического музея были возвращены копии золотых двуглавых орлов, львов и единорогов.
Источник
Здание как экспонат: неповторимый ГИМ
К аждый зал Государственного исторического музея — маленький архитектурный шедевр и исторический экспонат. Изучаем вместе с Софьей Багдасаровой.
ГИМ строился, когда обезличенные музейные залы с белыми стенами еще не вошли в моду. Каждый из залов задумывался как архитектурное обрамление экспозиции и имел собственную тему. В декоре интерьеров цитировались храмы и другие здания соответствующей эпохи. А проекты разрабатывали лучшие архитекторы того времени. Вот несколько из этих залов-экспонатов.
Парадные сени
Какое время: XV–XIX века
Чем вдохновлялись: Новоспасский монастырь (Москва), Софийский собор (Новгород), собор Василия Блаженного, Успенский собор Московского Кремля, Грановитая палата, церковь Никиты Мученика за Яузой, Васильевский монастырь близ Кидекши.
Огромные Парадные сени — когда-то главный вход в музей. Самое запоминающееся в декоре сеней — потолок. Это гигантская роспись с изображением символического родословного древа русских правителей — от равноапостольных князей Ольги и Владимира до императора Александра III с супругой (всего 68 портретов). Древо создано на основе фрески XVII века «Древо государей Российских» в соборе Новоспасского монастыря в Москве — родовой усыпальнице бояр Романовых. Та роспись, созданная при царевне Софье, сильно пострадала (ведь после революции в монастыре находилась исправительная колония). Часть фресок была снята со стен и ныне хранится в ГИМе. Эта роспись в ХХ веке была забелена.
Орнамент, который покрывает стены, повторяет «травы», которыми было расписано царское место Ивана Грозного в Новгородской Софии. А цокольная часть стен «искусственного мрамора» создана по образцу папертей собора Василия Блаженного. Львы у пилонов мраморной лестницы взяты с Красного крыльца Грановитой палаты в Кремле. Позолоченная решетка у входа в Византийский зал повторяет узор резной сени из кремлевского Успенского собора — а с обратной стороны портал оформлен по образцу церкви Никиты Мученика за Яузой и Васильевского монастыря близ Кидекши.
Византийский зал
Какое время: III–ХII века
Чем вдохновлялись: катакомбы Рима, мавзолей Галлы Плацидии (Равенна), Татевский монастырь (Армения), собор Святой Софии (Стамбул), монастырь Пантократора (Стамбул), собор Монреале (Палермо)
Важный экспонат: чарка, выточенная императором Петром I собственноручно из ореха в 1709 году
Три зала Христианской анфилады (ныне здесь располагается экспозиция «Золото») иллюстрировали византийское искусство, которому русское столь многим было обязано. Для его отделки архитекторы изучили те раннехристианские памятники, увидеть которые и сегодня весьма затруднительно, — катакомбы Рима, а также византийские мозаики Равенны, Стамбула и сицилийских храмов.
Первый зал — уменьшенная копия центрального пространства Святой Софии в Константинополе. Оттуда скопирована мозаика с изображением императора Льва VI у ног Христа. Также анфилада украшена копиями фресок из римских катакомб святых Каллиста, Прискиллы, Агнессы, Корнилия, Претекстата и Люцины. Из равеннского мавзолея Галлы Плакидии взята композиция «Добрый Пастырь», а пол, где изображен голубь с оливковой ветвью, — копия мозаичного покрытия из катакомб святой Елены в Риме, раскопанного в 1838 году.
Зал № 2 (зал каменного века)
Какое время: первобытная эпоха
Чем вдохновлялись: археологические памятники деревни Волосово на Оке
Важный экспонат: фигурка полярной куропатки со стоянки Мальта в Иркутской области, изготовленная 22-20 тысяч лет назад, резьба по кости
Этот зал посвящен эпохе неолита и украшен узорами, заимствованными из ямочно-гребенчатого декора сосудов, найденных в середине XIX века близ деревни Волосово.
Но ключевое в оформлении зала — панно «Каменный век», созданное художником Виктором Васнецовым. Для его написания меценат Савва Мамонтов построил Васнецову в своей усадьбе Абрамцево мастерскую, а позировали художнику местные крестьяне и гости Мамонтовых (в том числе Валентин Серов).
Непривычный для сказочника сюжет трактован достаточно натуралистично: люди немыты, лохматы… Тут несколько сцен: «Добывание огня и ловля рыбы», «Обработка шкур», «Охота на мамонта», «Пиршество». Васнецов рисовал на основе тех данных, которые предоставили ему ученые конца XIX века (консультантами были антрополог Московского университета Дмитрий Анучин и археолог Владимир Сизов), и сегодня многие элементы его «реконструкции» считаются устарелыми и ошибочными.
Зал № 5 (зал железного века)
Какое время: железный век
Чем вдохновлялись: ювелирные украшения и керамика «звериного стиля»
Важный экспонат: парадные секиры IV–V веков до н. э., найденные в Архангельской губернии на берегу реки Пинеги
Зал, посвященный железному веку, украшен декоративными мотивами «звериного стиля». Самые знаменитые образцы этого искусства — золотые скифские украшения, однако в нем творили и сарматы, и другие народы Европы и Азии.
Головы зверей и птиц на карнизе взяты с находок в мерянских и екатеринославских курганах, а рельеф над дверным проемом с фантастической птицей вдохновлен сибирским золотым украшением из Эрмитажа. Львы в зале скопированы с предметов в скифских могилах, а мозаика пола повторяет гончарные узоры из курганов Владимирской и Ярославской губернии.
Новгородский зал (№ 9)
Какое время: XII–XV века
Чем вдохновлялись: церковь Спаса на Нередице, церковь Святого Георгия на Старой Ладоге, иконы «Битва новгородцев с суздальцами», «Знамение»
Важный экспонат: берестяная грамота 1220–30-х годов с «автопортретом» новгородского мальчика Онфима (из набора его упражнений)
Для украшения этого зала была приглашена артель палехских мастеров во главе с художником-реставратором Николаем Софоновым, которые изготовили копии фресок Спаса на Нередице (позже уничтоженные фашистами). В центре свода, будто в куполе храма, изображено Вознесение Христа. На стенах — святые и композиция с изображением князя Ярослава, преподносящего модель этой церкви Христу. Одна из росписей повторяет знаменитую икону «Битва новгородцев с суздальцами», другая — план Древнего Новгорода с иконы «Знамение» из церкви Михаила Архангела. Этот и другие залы с «христианскими» фресками по идеологическим соображениям в советское время были забелены и только в 1990–2000-е годы открыты после реставрации.
Для украшения зала была изготовлена копия Корсунских ворот Новгородской Софии. Мозаичный пол вдохновлен орнаментом из церкви Святого Георгия на Старой Ладоге, а арочные проемы украшены по образцу порталов Софии Новгородской.
Владимирский зал (№ 10)
Какое время: XII–XV века
Чем вдохновлялись: Дмитриевский собор (Владимир), Успенский собор (Владимир)
Важный экспонат: половецкая «баба» из села Ступки Донецкой области — языческий идол XIII века
Декор этого зала «белокаменный»: здесь использованы слепки рельефов Дмитриевского собора. Это композиции с изображением царя Давида и Александра Македонского, семейный портрет Всеволода Большое Гнездо с сыновьями. Интерьер дополнен фресками из Успенского собора, которые создавала та же палехская артель. Причем в то время, когда шла работа, фрески в Успенском соборе только-только были раскрыты, и именно Софонов делал их кальки. Рисунок мозаичного пола взят оттуда же.
Суздальский зал (№ 11)
Какое время: XII–XIII века
Чем вдохновлялись: Георгиевский собор (Юрьев-Польский), Успенский собор (Владимир)
Важный экспонат: Мстиславово Евангелие (до 1117 года)
Это пространство продолжает тему предыдущего зала — оно также украшено «резьбой», однако на сей раз тут слепки фасадов Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Этот храм известен тем, что после обрушения его «собрали» заново, но как попало, не озаботившись подбором рисунка, так что первоначальные узоры представить невозможно. В ГИМе эти львы, грифоны и птицы представлены в большем порядке.
Роспись пола и его мозаики копируют фрески Успенского собора во Владимире. Для украшения зала также была изготовлена копия южных врат Рождественского собора в Суздале.
При написании статьи использованы материалы книги Натальи Датиевой «Исторический музей. Архитектура. Интерьеры».
Фотографии предоставлены пресс-службой ГИМ.
Источник