Самодельные цементы-замазки для аквариумов и сосудов с водой
При изготовлении и ремонте аквариумов, учебно-наглядных пособий и т. п. для прочного, водонепроницаемого соединения стекла с металлом и деревом применяют специальные водоустойчивые и водоупорные цементы-замазки.
Цементы и замазки необходимо использовать сразу же после их изготовления. Исключение составляют лишь случаи, когда приготовленную замазку рекомендуется выдержать несколько часов для увеличения ее пластичности.
Все швы перед заполнением их замазкой тщательно очищают от грязи, остатков старой замазки и краски и хорошо просушивают. Участки стекла, которые будут покрыты цементом-замазкой, моют и просушивают (можно кромки стекла протереть ваткой, смоченной денатурированным или нашатырным спиртом или раствором соды).
Пазы для стекла в аквариуме, сосуде для воды или приборе тщательно промазывают замазкой. Стекло вставляют на место и осторожно прижимают по всему периметру, добиваясь того, чтобы между стеклом и замазкой не оставалось пустот. После этого аккуратно, не расшатывая стекла, промазывают пазы снаружи и, если возможно, изнутри сосуда.
Готовые изделия оставляют для сушки и затвердения замазки на 30-48 ч.
Ниже приводится несколько рецептов водоустойчивых и водоупорных цементов-замазок.
Первый рецепт
- Глет свинцовый в порошке — 1 в. ч,
- Белила свинцовые тертые — 1 в. ч,
- Сурик свинцовый тертый — 1 в. ч,
- Олифа — до получения пасты.
Олифу добавляют при непрерывном перемешивании до получения густой пастообразной массы.
Второй рецепт
- Сурик свинцовый тертый — 2 в.ч,
- Глицерин технический — 1 в.ч,
- Портланд-цемент — 1 в. ч.
Сурик хорошо растирают с глицерином и добавляют цемент. Этот состав может быть использован для сплошного покрытия поверхности деревянного дна и стоек аквариума для придания им водонепроницаемости.
Третий рецепт
- Мел молотый просеяный — 10 в. ч,
- Сурик свинцовый тертый — 7 в. ч,
- Олифа — 2 в, ч.
Все хорошо перемешивают до получения густой пастообразной массы. Этот цемент-замазка применяется для аквариумов и сосудов с деревянным каркасом для воды.
Для аквариумов с металлическим каркасом рекомендуются следующие цементы-замазки.
Четвертый рецепт
- Мел молотый просеянный — 6 в. ч,
- Песок кварцевый чистый и просеянный 3 в. ч,
- Гипс жженый — 3 в. ч,
- Сурик свинцовый — 3 в. ч,
- Политура или спиртовой лак — 2 в. ч,
- Олифа — до получения пасты.
Все тщательно перемешивают до получения густой пастообразной массы.
Пятый рецепт
- Мел молотый — 3 в. ч,
- Окись цинка — 2 в. ч,
- Жидкое стекло (силикатный клей) — до получения пасты.
Все вещества тщательно перемешивают до получения густой пастообразной массы.
Литература: В. Г. Бастанов. 300 практических советов, 1986г.
Источник
УМЕЛЬЦЫ — УМЕЛЬЦАМ Клеи, замазки и цементы Все эти рецепты с небольшими с.
Клеи, замазки и цементы
Все эти рецепты с небольшими сокращениями перепечатаны из популярной в 30-е годы справочной книги Г.Г.Бродерсена «Производственная технохимическая рецептура» (М.-Л.: Госиздательство, 1931).
I. Клеи для дерева
К. столярный, а) При употреблении столярного клея лучше пользоваться клеем, предварительно сваренным и затем распускаемым по мере надобности на огне. Но хорошие качества такого клея зависят от умелой варки.
Самый лучший клей вываривается из рогов; он отличается красивым светлым цветом. Раздробив на мелкие куски, клей этот кладут в сосуд с холодной водой, где и оставляют, пока он не размякнет настолько, что можно легко раздавить его пальцами. Для этого обыкновенно требуется 3 — 4 часа. Затем воду сливают, а куски размякшего клея перекладывают в небольшую клеянку, которую и ставят на огонь. Варка продолжается 1/4 часа, пока клей не обратится в однообразную жидкую, густоты сливок, массу, не содержащую ни единого слизистого комочка. Во время варки клей постоянно помешивают палочкой, чтобы не дать ему подгореть на дне сосуда, иначе он становится темным и теряет часть своей склеивающей силы. Не следует его также подвергать действию сильного огня, чтобы он не перекипал. Если клей вымокал очень долго и впитал в себя слишком много воды, то его приходится варить осторожно более продолжительное время, пока избыток воды не испарится и клей не достигнет надлежащей густоты. Сваренный клей выливают в тарелку, на которой и дают ему остыть.
Получается студенистая масса, от которой отрезают куски по мере надобности и распускают нагреванием.
б) Обыкновенный столярный клей размачивают в воде, пока он не разбухнет и не превратится в сравнительно мягкую массу. После этого, слив воду, плавят его на огне осторожно и недолго, чтобы не пригорел. По расплавлении клей разводят не водой, а водкой, причем прибавляют еще на 100 г столярного клея 12 г квасцов в порошке. Приготовленный таким образом клей отличается большой прочностью и вполне сопротивляется действию воды.
в) Кипятят произвольное количество столярного клея в соответственном количестве воды. Когда клей достаточно вскипятится, его выливают в фарфоровую ступку и растирают пестиком до тех пор, пока он не сгустится. Тогда его выливают на фаянсовую тарелку и дают совершенно застыть; по охлаждении его режут на куски. Для употребления 720 г приготовленного клея растворяют в смеси из 360 г водки, 720 г воды и дают вскипеть. Тогда клей совершенно готов и может сохраняться в таком виде долгое время.
К. столярный жидкий. Как известно, столярный клей не может сохраняться в жидком виде по следующим причинам: 1) растворы его желатинируют уже при 6° по Б.; 2) они обладают сильным, чрезвычайно неприятным запахом и 3) они очень легко плесневеют. Однако обыкновенный столярный клей очень легко может быть превращен в жидкий, свободный от всех этих недостатков, для этого: а) 250 г столярного клея растворяют в 1 л горячей воды, смешивают с 10 г перекиси бария, растертой с 5 г серной кислоты, при 60° по Б., 15 г воды и нагревают в течение 48 часов на водяной бане при температуре около 80°. При этом развивается заметное количество сернистого газа, и раствор клея принимает приятный сиропообразный запах, теряет способность желатинировать и после сгущения до половины своего первоначального объема не плесневеет даже при продолжительном стоянии на воздухе. Такой раствор обладает слабокислой реакцией и клеит очень хорошо. В высушенном виде обработанный перекисью клей имеет вид пластинок, очень похож на гуммиарабик и может с успехом служить для замены последнего, значительно превосходя своей дешевизной; б) кипятят с помощью водяной бани 1[3десь и далее имеется в виду массовая часть.] столярного клея, 1 воды, 1 уксуса, пока клей совершенно не растворится, а потом прибавляют, при постоянном размешивании, 1 водки.
К. эластичный. На водяной бане растворяют 360 г столярного клея в 360 г воды, нагревают до тех пор, пока клей со вершенно не сгустится, и потом при постоянном помешивании прибавляют 360 г технического глицерина, еще нагревают до тех пор, пока вся вода не испарится, после чего выливают в формы и сушат.
II. Клеи для бумаги, картона и.т.п.
К. для картона и обоев. Развести ржаную или пшеничную муку небольшим количеством воды, пока не образуются куски; затем развести кипящей водой до кашицеобразного состояния. Поставить на огонь и нагревать, постепенно помешивая, не допуская до кипения. Употребляют охлажденным. Скоро портится. Держать закрытым от воздуха.
К. для переплетчиков. Берут 360 г хорошо пережженной извести, опрыскивают водой и, когда она превратится в тонкую пыль, примешивают 3600 г бычьей крови. Получается студень, который при употреблении разжижают водой.
Клейстер жидкий. Берут 100 пшеничного крахмала, обливают его в горшке холодной водой и размешивают до получения массы густотой сметаны; затем прибавляют при постоянном помешивании крутой кипяток (лучше всего из кипящего ключом самовара) в таком количестве, какой густоты желают иметь клейстер. Чтобы сообщить клейстеру большую прочность, к нему прибавляют, пока он еще теплый, 1 квасцов или буры. Если желают увеличить его клейкость, то к крахмалу примешивают от 5 — 10 пшеничной или от 15 — 20 ржаной муки.
К. для этикеток. Размягчают в воде 18 г столярного клея, прибавляют 9 г гуммиарабика, 36 г леденца или сахара, причем оба вещества предварительно должны быть растворены в 72 г воды. Потом, постоянно помешивая, кипятят до тех пор, пока масса не сгустится. Приготовленный таким образом клей обладает необыкновенной прочностью и употребляется для приклеивания ярлыков, марок и конвертов (клей для канцелярий).
III. Клеи для стекла, фарфора, мрамора, кости и т.п.
К. для стекла, а) 6 хлороформа, 1 мастики, 5 каучука. Очень пригоден для склейки стекол и негативов, б) Берут 100 тощего сыра, разрезанного на маленькие плитки, размачивают его в 50 воды и прибавляют 20 гашеной извести, все хорошенько перемешивают.
К. для слюды. Слюду склеивают посредством жидкого раствора желатина, к которому прибавляют небольшое количество хромовых квасцов.
К. для кости. Слоновая кость склеивается при помощи смеси, состоящей из гашеной извести и сырого яичного белка. Склеиваемые части должны быть крепко прижаты и поставлены в прохладное место для полного затвердения.
К. для янтаря. Янтарные изделия можно склеивать следующим образом: а) Соединяемые поверхности обмываются водным раствором едкого кали, слегка подогреваются и сжимаются вместе, б) Склеиваемые части можно также смазать тонким слоем вареного льняного масла, после чего шов следует осторожно подогреть над пламенем древесного угля, в) Рекомендуется также клей, состоящий из раствора твердого копала в эфире.
IV. Клей для кожи и резины
К. для приводных ремней. Для склеивания приводных ремней, употребляемых на фабриках, приводим здесь три испытанных на практике рецепта:
а) Берут равные части рыбьего и столярного клея и размачивают их в течение 10 часов в воде; затем разбухший клей переносят в чистую воду и варят его до получения вполне однородной густой массы. Приготовленный таким образом клей наносят горячим на подлежащие части ремней, поверхности которых предварительно сообщают легкую шероховатость.
б) Размочить 10 желатина в воде; когда он разбухнет, слить лишнюю воду и разогреть его в горячей воде. Прибавить затем, тщательно мешая, 1 глицерина, 2 скипидара и 1 вареного льняного масла и развести, по мере надобности, водою. Подрезанные и очищенные концы ремней слегка нагреть, смазать теплым клеем, соединить и оставить на сутки под сильным давлением. После этого ремень можно снова пустить в употребление.
в) Очень хорошим считается еще следующий состав: 10 столярного клея распускают в 15 воды при легком нагревании, причем поддерживают слабый огонь, пока распустившийся клей не выпарится до густоты сиропа; затем к теплой массе прибавляют 1 скипидара и 1/2 карболовой кислоты. Всю смесь тщательно размешивают и выливают в плоский оловянный сосуд, где ей дают остыть, после чего разрезают на куски и высушивают на воздухе. Перед употреблением требуемое количество приготовленного твердого клея распускают в уксусе до сиропообразной консистенции, наносят его на поверхности склеиваемых ремней и зажимают склеиваемые части железными пластинками, предварительно нагретыми до 30°С.
К. для кожи. Кожу склеивают: а) раствором чистого каучука (лучше всего сорт «пара») в сероуглероде. При склеивании части следует слегка подогреть и клей старательно растереть по месту будущего шва. Также советуется прибавлять к упомянутому выше раствору небольшое количество скипидара. Все такие склейки должны сушиться под давлением, б) Клей для кожи, не содержащий в себе резины, приготовляют так: хороший светлый столярный клей размачивают в воде в течение суток и затем медленно расплавляют на огне с небольшим избытком воды. После этого в жидкую массу прибавляют танина, от чего она приобретает вид липких нитей. Склейка производится той липкой массой, причем кожа должна быть предварительно вымыта бензином и сделана шероховатой при помощи стеклянной бумаги (шкурки).
К. для резиновых изделий можно изготовить следующим образом: а) кусок хорошей сырой резины крошат на мелкие кусочки, которые настаивают в закрытой банке в течение нескольких суток на чистом, легком, так называемом авиационном бензине. В результате получается раствор резины, который осторожно сливают, фильтруют и оставляют открытым в теплом месте до получения густой массы, которой и пользуются для склеивания.
Соединяемые поверхности должны быть тщательно очищены от грязи и жира.
б) Смешивают 1 шеллака с 10 нашатырного спирта, причем образуется прозрачная масса, которая растворяется спустя 3 — 4 недели.
К. для велосипедных шин. а) 100 хорошего рыбьего клея растворяют в 125 уксусной кислоты, затем, распустив в теплой воде желатин (20 желатина на 125 воды), смешивают вместе оба раствора, прибавляют понемногу к смеси, размешивая постоянно, 20 шеллака, и клей готов к употреблению.
б) Распускают на слабом огне (всего лучше на водяной бане) 52 г шеллака и
такое же количество гуттаперчи. Когда оба вещества вполне расплавятся, прибавляют, при постоянном и тщательном помешивании, 6 г железного сурика и такое же количество серы, предварительно также расплавленных.
Получается густая смесь, которую перед употреблением нагревают.
V. Клей для соединения разнородных предметов
К. для приклеивания кожи к железу и дереву, а) Для того чтобы приклеить кожу к железу, покрывают железо свинцовыми белилами. После того как нанесенный слой высохнет, обмазывают клеем, приготовленным следующим образом: берут лучший столярный клей, опускают в холодную воду, пока он не размягчится, и затем распускают его, при легком подогревании, в уксусе. Затем прибавляют 1/3 очищенного скипидара, основательно все перемешивают, пока не получится равномерная масса, которую еще теплой наносят кистью на железо. Сейчас же прикладывается кожа и плотно прижимается к требуемому месту.
б) Для того чтобы приклеить кожу к дереву, приготовляют следующий клей: размешивают 200 воды, 65 пшеничного крахмала и, прибавив 135 водки, распускают в этой жидкой смеси 100 мела в порошке. Одновременно с этим приготовляют вторую смесь из 35 воды, 35 столярного клея и 35 скипидара. Обе приготовленные смеси сливают вместе и нагревают на водяной бане до получения однородной массы, которую употребляют в холодном состоянии для приклеивания кожи к дереву и другим предметам.
К. для прикрепления бумаги к металлу, а) Наклеить обыкновенным способом бумагу, ярлык и т.п. на гладкополирован-ную металлическую поверхность, как известно, очень трудно: бумага скоро отпадет. Такое неудобство легко устраняется применением следующего способа: приготовляют концентрированный водный раствор соды, хорошенько смачивают данную металлическую поверхность разогретым раствором. Затем насухо вытирают ее тряпкой, покрывают тонким слоем луковичного сока (разрезают луковицу пополам и натирают данное место) и поверх наклеивают бумагу, смазанную следующим клеем: берут пшеничную мягкую муку, прибавляют к ней столько же сахарного песку, обливают эту смесь холодной водой и смешивают до густоты сметаны, затем заваривают крутым кипятком (из кипящего самовара) и помешивают до прозрачности. Бумага, наклеенная этим способом, держится так крепко, что ее можно только соскоблить.
б) Смешивают теплый крахмальный клейстер с небольшим количеством терпентина или смазывают жесть раствором танина, дают высохнуть и наклеивают бумажку, предварительно смазанную раствором гуммиарабика, и затем смачивают.
VI. Водонепроницаемые клеи
К. Водонепроницаемый, а) Для приготовления клея, не боящегося сырости, можно пользоваться казеином или свежесвернувшимся творогом, смешиваемым с гашеной известью, для получения однородной густой массы, которую и наносят тонким равномерным слоем на склеиваемые деревянные поверхности. Поверхности эти затем сильно сжимают и высушивают.
б) 100 г хорошего столярного клея уваривают в стакане воды до густоты патоки и затем распускают в нем 35 г олифы. Употребляют такой клей в нагретом состоянии. Части дерева, склеенные этим клеем, не боятся ни холодной, ни горячей воды и становятся совершенно непроницаемы. Что касается приготовления жидкого столярного клея, то лучшим способом считается следующий: 10 лучшего столярного клея варят обычным способом и, когда он совершенно распустится, прибавляют к нему 1 соляной кислоты и 1 /2 цинкового купороса. Затем всю смесь выдерживают в тепле (при 60 — 70°С) в течение полусуток, после чего клей и по охлаждении остается жидким и отлично склеивает не только деревянные части, но также стекло, фарфор, металлы и проч. Если такой клей очень долго стоит на холоде и затвердевает, то его достаточно на несколько минут опустить с сосудом в теплую воду, чтобы он вновь стал жидким.
в) Берут обыкновенный столярный клей и вымачивают его в воде настолько, чтобы он разбух, затем перекладывают его в сосуд с льняным маслом и распускают на легком огне до получения студенистой массы, после чего сосуд снимают с огня, и клей готов.
Им можно склеивать предметы из самого разнообразного материала, причем существенное достоинство приготовления таким образом клея состоит в том, что склеенные им предметы могут сколько угодно подвергаться действию воды; склеенные части не распадаются, так как клей этот в полном смысле слова непромокаемый.
г) Растворяют 144 г столярного клея в требуемом количестве воды, потом растапливают 36 г канифоли и прибавляют к ней 48 терпентина и соединяют все вместе.
д) К раствору каучука в нефти прибавляют шеллак по усмотрению. Употреблять в горячем состоянии.
е) Растворить 80 столярного клея в достаточном количестве воды, расплавить в этом растворе 20 канифоли и прибавить 1 терпентина.
ж) 1 разрезанного каучука растворяют в 12 каменноугольного дегтя, а затем прибавляют 2 асфальта. Этот клей известен под названием «клей Жеффри» и применяется для покрытия поверхностей, которые подвергаются постоянному соприкосновению с водой.
VII. Клей разных составов
К. казеиновый применяется для раз ных целей. Чистый казеин получается след, образом: снятое молоко створаживается уксусом, и полученный осадок, представляющий собою почти совершенно чистый казеин (творог), отжимается от воды и сушится. Для получения хорошего клея берут казеин и понемногу кладут его в насыщенный раствор буры, пока казеин уже не будет более растворяться. Получится густая прозрачная жидкость, обладающая большой клейкостью и очень пригодная для наклейки ярлыков, почтовых марок, а равно и для починки мелких предметов, как статуэток, посуды и т.п. Прибавлением к этому клею нескольких капель жидкого формалина можно сделать его долго сохраняющимся.
К. сандарачный. К 100 спирта прибавляют 6 терпентина и такое же количество сандарака (растительное вещество, употребляемое в лаковом производстве). Затем эту смесь подогревают и прибавляют к ней по равным частям столярного и рыбьего клея, предварительно распущенных в горячей воде; прибавляют их в таком количестве, чтобы в общем получилась масса жидкой, но тягучей консистенции. Приготовленный таким образом состав отличается тем именно качеством, что склеенные им вещи, по высыхании, не боятся смачивания не только холодной, но и горячей водой.
К. хромпиковый является лучшим составом для склеивания предметов, подвергающихся действию воды. Приготовляется он след, образом: 5 хорошего столярного клея распускают на слабом огне в 10 воды и прибавляют к нему раствор хромпика (двухромокислого кали), для чего 1 хромпика распускается предварительно в 5 воды. Тщательно смешанные растворы сливаются в жестянку, в которой дают всей массе остыть. Перед употреблением распускают некоторое количество ее на водяной бане и в горячем виде покрывают равномерно тонким слоем части, подлежащие склеиванию, после чего их продавливают тисками и выставляют на несколько часов на свет. Под влиянием света соединенный с хромпиком клей теряет способность растворяться в воде, благодаря чему предметы, склеенные таким клеем, совсем не боятся воды.
К. каучуковый. Когда приходится склеивать предметы, подлежащие действию кислот, как, напр., кюветки, то обыкновенный клей или цемент не годится, так как он разъедается кислотами. Самым лучшим оказался для этой цели клей, представляющий собою смесь из каучука, каменноугольной смолы или асфальта, густо распущенный в смеси из равных частей эфира, спирта и хлороформа. Состав этот очень крепко держит склеенные части и отлично противодействует кислотам. Распущенный жиже в названной смеси тот же состав может служить хорошим, немарким и очень прочным лаком для полировки дерева и т.п.
Синдетикон, а) Растворяют 1200 г сахарной патоки, в 4 л воды, прибавляют 300 г гашеной извести и нагревают жидкость при постоянном помешивании в течение часа до 75°. Затем остужают смесь и дают отстояться, а прозрачный раствор сливают. В этот раствор прибавляют 1200 г размельченного столярного клея (лучшего качества) и дают ему набухнуть в течение суток. Затем нагревают на слабом огне до тех пор, пока весь клей не распустится. Чтобы клей не пригорел, следует его постоянно помешивать. Гашеную известь можно приготовить самому, для чего берут 100 негашеной извести, обливают ее 50 теплой воды и осевший на дне осадок собирают и просушивают.
б) Растворяют 100 рыбьего клея в 125 уксусной кислоты, распускают 20 желатина в 125 воды, смешивают оба раствора и постепенно прибавляют шеллакового лака.
в) Растворяют густой столярный клей и прибавляют к нему крепкой уксусной эссенции (в количестве около 2 чайных ложек на стакан клея).
г) Растворяют 10 хлористого кальция в 40 воды, дают набухнуть 50 столярного клея, нагревают на слабом огне до полного растворения и добавляют воды до желаемой консистенции.
VIII. Замазки для разных целей
3. пароупорные. а) 3 графита (мелко истолченного), 1,5 гашен, извести, 4 свинц. белил и горячей олифы до получения массы нужной консистенции, б) 2 свинц. глета, 1 гашен, извести, 1 кварц, песка и горячей олифы до получения массы нужной консистенции, в) 6 графита, 3 гашен, извести, 8 тяжел, шпата (в порошке) и горячей олифы до получения массы нужной консистенции. Все эти замазки употребляются свежеприготовленными.
3. огнеупорные, а) 12 огнеуп. глины (сухой, измельчен.), 6 железн. опилок (чистых, мелких), 3 перекиси марганца, 1 поварен, соли, 1 буры и воды до получения массы нужной консистенции, б) огнеуп. глины (сухой, измельчен.), 4 железн. опилок (чистых, мелких), 1/3 поварен, соли и воды до получения массы нужной консистенции, в) Просеивают древесную золу, прибавляют к ней немного поваренной соли и огнеупор. глины (сухой, измельчен.) и разводят водой до получения массы нужной консистенции, г) В кон-центриров. водный раствор кремнекислого натрия прибавляют мелко истолчен, тяжелого шпата до получения массы нужной консистенции. Если требуется замазка темного цвета, то прибавляют к готовой массе графит в порошке, д) 2 железных опилок (чистых, мелких), 1 столярного клея (в порошке) и уксуса (крепкого) до получения массы нужной консистенции, е) 1 графита, 1 кварц, песка, 1 жженой кости, 1 гашен. извести и влажного творога (казеина) до получения массы нужной консистенции, ж) 32 железных опилок (чистых, мелких), 30 гипса, 10 поварен, соли и животной крови до получения массы нужной консистенции, з) Асбест (нарезан, мелко), смешанный с жидким стеклом до получения массы нужной консистенции. Эта замазка хорошо сопротивляется кислотам, и) Равные части свинц. белил и серы, смешанные с 1/6 буры. Перед употреблением замазка смачивается серной кислотой. Когда она затвердеет, то она выдерживает многократные сильные нагревы до светло-красного каления, и предметы, ею соединенные, выдерживают сильные удары молотком. Все эти замазки употребляются свежеприготовленными.
3. водонепроницаемые: а) 20 глины (сухой, измельчен.), 20 кварц, песка (мелкого), 2 гашен, извести (в порошке), 1 буры (в порошке) и воды до получения массы нужной консистенции. После смазывания дают ей медленно просохнуть, а затем возможно сильнее нагревают, б) Глину (сухую, измельчен.), гашен, известь (в порошке) и окись железа (в порошке) смешать с водой до получения массы нужной консистенции, в) 60 же-лезн. опилок (чистых, мелких), 5 серы (в порошке), 8 нашатыря (в порошке) смешать с водой до получения массы нужной консистенции, г) 10 гашен, извести и выворотку (казеин) смешать до получения массы нужной консистенции, д) Мелко отмученный свинц. глет смешивают с глицерином (технич.) до получения массы нужной консистенции.
3. воздухонепроницаемые: а) 11 свинц. белил, 5,5 мела, 4 умбры и олифы (к которой прибавлено немного воска) до получения массы нужной консистенции, б) 10 мела, 2 канифоли (в порошке) и горячего свиного сала до получения массы нужной консистенции, в) 1 воска, 4 канифоли, 1,5 мумии и олифы до получения массы нужной консистенции (по проф. Менделееву), г) Варят льняное масло с двухлористой серой до получения массы нужной консистенции. Эта очень прочная замазка обладает еще эластичностью, благодаря которой она не трескается даже при сильном усыхании дерева (наприм., оконных рам, ульев, ящиков и т.п.).
Примечание. Если старая воздухонепроницаемая замазка очень затвердела (напр., в оконных рамах), то ее можно размягчить керосином или, если это не поможет, след, составом: 1 гашен, извести, 2 поташа и 2,5 воды.
3. кислотоупорные: а) Сплавить 2 канифоли с 1 гипса, б) Сплавить 1 канифоли и 1 серы с 2 толчен, кирпича, в) Сплавить 50 серы, 1 канифоли, 1 сала и толчен, стекла до получения массы нужной консистенции и употреблять свежеприготовленной, г) Смешать толчен, стекло с жидким стеклом до получения массы нужной консистенции, д) Смешать сухой, измельч. глины с технич. глицерином до получения массы нужной консистенции и употреблять свежеприготовленной, е) Смешать толчен, шамот с жидким стеклом. Эта замазка приобретает особую твердость, если после вмазывания ее в швы, смазать ее сверху соляной кислотой. Эту замазку можно применять для изоляции деревянных частей, подверженных действию кислых паров, напр., на заводах уксусных и свинцового сахара, ж) Расплавляют каучук при умеренном нагревании, смешивают при постоянном размешивании с 8% сала и гашен, известью и к полученной мягкой массе прибавляют 20% сурика. Полученная таким образом замазка быстро затвердевает и отличается большой кислотностью.
3. для соединения чугунных частей: а) 1 свинц. глета, 1 сурика и глицерина (технич.) до получения массы нужной консистенции, б) Асбест (мелко нарезан.), свинц. белила (в порошке) и олифы до получения массы нужной консистенции.
3. для соединения железных частей: а) 2 мела, 2 окиси железа и олифы до получения массы нужной консистенции. Эта замазка употребляется для заполнения швов, трещин и поврежденных предметов, б) 1 свинц. белил, 1 гипса и олифы до получения массы нужной консистенции, в) 60 железн. опилок (чистых, мелких), 2 нашатыря (в порошке), 1 серы (в порошке) и воды до получения массы нужной консистенции. Эта замазка нагревается сама собой от образования сернистого водорода и очень прочна. Употребляется свежеприготовленной, г) Растворяют 4 железн. купороса в 4 кипящего уксуса, прибавляют при постоянном размешивании 1 серы (мелкоистолч.), 1 чернильн. орешков (тонко промолот.) и железн. опилок (чистых, мелких) до получения массы нужной консистенции.
3. для соединения медных латунных частей: 3 каучука, 1 нашатыря, 1 серы и медных или латунных опилок до получения массы нужной консистенции.
3. для соединения цинковых частей: 10 гашен, извести, 2 серы и горячего раствора столярн. клея до получения массы нужной консистенции. Употребляется в свежеприготовленном виде.
3. для соединения свинцовых частей: а) 1 глины (сухой, измельчен.), 1 — 2 цемента (в порошке), 1 гашен, извести (в порошке) и олифы до получения смеси нужной консистенции, б) 1 свинц. белил, 1 сурика и олифы до получения массы нужной консистенции.
3. для соединения стекла, латуни и фарфора. 4 крахмала и 6 отмученного мела растирают с небольшим количеством воды и водки в кашицу. Затем варят 2 столярного клея с таким количеством водки и воды, чтобы в общем количество каждой из обеих жидкостей равнялось 12. Во время кипячения прибавляют 2 скипидара, а затем смешивают крахмальную кашицу с раствором клея.
3. для соединения металла со стеклом, а) Сплавляют 8 канифоли, 2 желтого воска и 4 железного сурика, прибавляют 1 терпентина, причем смесь мешают все время, пока не застынет.
б) Растворяют 24 г хорошего клея в небольшом количестве воды, смешивают с 12 г густого лака из льняного масла или 10 г терпентина и нагревают до точки кипения; получается прекрасная замазка для металлов, стекол и т.п. Этой замазкой можно также прикреплять стекло и фарфор к дереву. Склеиваемые предметы должны быть связаны бечевками в продолжение 40 — 60 часов.
в) Растворяют 36 — 48 желатина, 12 г сахара, 48 воды и прибавляют немного креозота.
3. для прикрепления металлических букв к стеклу, мрамору и дереву, а) Смешивают: 6000 г копалового лака, 2000 г скипидара, 800 г рыбьего клея, 2000 г железных опилок, 4000 г глины или охры.
б) Берут 15 копалового лака, 5 льняного масла, 3 терпентина, 2 скипидара, 5 жидкого морского клея. Жидкий морской клей представляет собою раствор каучука и шеллака в каменноугольном дегте. Все составные части смешивают вместе, причем все подогревают на водяной бане, постепенно помешивая. После этого прибавляют еще 10 гашеной извести в порошке.
3. для железных предметов, вделанных в камень, а) Смешивают 2800 г хорошего гипса, 400 г железных опилок и воды, сколько надо. Эта замазка скоро сохнет.
б) Если предметы, которые надо замазывать, хотят оставить белыми, то железных опилок не употребляют, а берут 2800 г гипса и к воде, которой его гасят, прибавляют 3 яичного белка.
в) Смешивают: 50 асфальта, 12,5 серы и 25 железных опилок. Для вязкости прибавляют немного воска или церезина и немного скипидара.
г) Смешивают 20 мела, 10 белой глины и 100 мелкого кварцевого песка с 15 извести и 15 жидкого стекла. При смешении получается полужидкое тесто, при помощи которого железные предметы, напр, прутья, можно вделывать в камень, напр, в кирпичную кладку. Чтобы тесто не засыхало, его должно сохранять в прохладном месте.
3. для металла и фарфора. 800 г молока дают свернуться действием уксуса. Когда молоко остынет, сливают из него сыворотку и подбалтывают 4 5 яичных белков. Затем прибавляют негашеную известь в порошке и хорошенько мешают лопаткой.
Когда это тесто высохнет сначала на воздухе, а потом на огне, то оно переносит без вреда огонь и воду.
IX. Замазки для соединения однородных изделий
3. для камней, а) Растапливают на умеренном жаре 3200 г смолы (асфальта), 24000 г канифоли, 400 г желтого воска. Растопив, прибавляют при постоянном размешивании 200 г мелко истолченного гипса или 400 г мелко истолченного кирпича.
б) Смешивают 20 мелкого песка, 2 свинцовой окиси, 1 извести и, прибавив льняного масла, получают густую кашицу.
3. для мрамора. Склеить мрамор можно, намазав сращиваемые поверхности смесью из 2 воска и 1 каучука с 2 такого же самого истолченного в мелкий порошок мрамора при предварительном подогреве. Мрамор при склеивании должен быть совершенно сухим. Наружные щели замазываются дополнительно алебастром, растертым в кашицу с клеевой водой. Если мрамор серого цвета, то вместо алебастра берут шифер, красный же и темный мрамор подмазывают охрой. Окончательно всю поверхность полируют очень мелкой пемзой или трепелом.
3. для стекла по Бернарду, а) Смешивают 4800 г железных опилок, 800 г цемента, 400 г гипса, 48 г нашатыря, 36 г истолченной серы, 600 г уксуса и небольшое количество воды. Смазанные этой замазкой предметы следует предохранять от сырости.
б) 75 каучука и 15 мастики растворяют в 60 хлороформа.
3. для глиняных изделий, которая не размягчается при умеренных температурах, прозрачна и водонепроницаема, скоро сохнет, лучше всего получается растворение 25 светлого шеллака и 20 чистого скипидара в смеси 20 (96°) спирта с 35 серного эфира.
3. для стекла и фарфора. Смешивают 24 г мела, 12 г муки, 3 г поваренной соли с стольким количеством воды, чтобы получилось густое тесто.
3. гипсо-квасцовая для фарфора. Растворить обожженный гипс не в воде, а в насыщенном растворе квасцов, вследствие чего он, правда, медленно затвердевает, но через некоторое время превращается в твердую, как камень, массу. Битые места смазывают этой массой, прижимают друг к другу, связывают проволокой или бечевкой и оставляют на несколько недель в покое.
3. для рога и черепахи, а) 1 шеллака и 1 терпентина растворить в 4 спирта.
б) Растворить 4 столярного клея и 2 рыбьего клея в 60 воды, довести раствор до 1/6 его объема, затем смешать с 1 мастики и 6 спирта. Употреблять замазку еще горячей.
3. для кожаных изделий по Кюне. а) Смешивают 150 г водки, 150 г воды, 100 г крахмала. Затем отдельно растворяют 24 г столярного клея, 24 г воды, соединяют этот раствор с 24 г густого терпентина и, постоянно мешая, делают род кашицы. Эта замазка не просачивается и хорошо склеивает.
б) Смешивают 150 г водки, 150 г воды и растирают этой смесью 50 г крахмала, 72 г очищенного мела. Образующуюся кашицу соединяют с раствором 24 г столярного клея, 24 воды, 24 г густого терпентина. Этот клей употребляется холодным.
3. каучуковая по Ньютону. Растапливают при 210°С 2 каучука и, когда он придет в жидкое состояние, прибавляют 1 гашеной извести. Если хотят иметь замазку еще более твердой, то берут 3 извести на 2 каучука.
3. для замазывания трещин в досках. К не слишком жидкому раствору столярного клея прибавляют мел в порошке и полученную массу хорошенько смешивают.
3. для красного и орехового дерева. Хорошую замазку для заделки трещин представляет следующий состав. Берут 15 творога и тщательно отжимают из него в полотняной тряпке всю воду. Чем совершеннее будет отжата вода, тем лучше. Затем творог тщательно растирают и прибавляют к нему 8 отмученного мела в порошке и 8 яичного белка. Всю эту смесь хорошенько растирают до получения возможно однородной массы, к которой прибавляют, смотря по цвету фанеры, охру и кассельскую краску, вновь все размешивают и с помощью шпахтеля (широкого ножика) вдавливают в щели дерева и дают высохнуть. После этого заделанные места шлифуют. Замазка эта прочно держится даже в глубоких трещинах. Необходимо только иметь в виду, что замазка быстро твердеет, а потому ее заготовляют каждый раз в необходимом количестве.
3. для замазывания щелей на дереве состоит: а) из 1 жидкого стекла и 2 белой глины, б) из 1 жидкого стекла, 1 3/4 белой глины и 1 1/4 цемента. Замазкой этой заполняются щели в дереве, покрываемом затем краской на жидком стекле. Водная известь смешивается с каменноугольной золою и водою до получения полу густой, кашицеобразной массы.
3. для дерева, а) Известковая замазка: 1 гашеной извести в порошке, 2 ржаной муки, 1 льняной олифы и умбры по надобности.
б) Замазка из опилок: 20 воды, 1 столярного клея, мелких опилок, смотря по надобности.
в) Растапливают 360 г канифоли, 720 г желтого воска, 720 г жженой охры. Эту замазку употребляют горячей. Она противостоит сырости и довольно высокой температуре.
г) 36 г просеянной древесной золы, 72 г желтой охры, 360 г свинцовых белил, 72 г скипидара прибавляют столько льняного масла, чтобы получилась густая кашица. Дерево намазывают этим составом два раза.
для разных целей
Ц. паросский приготовляется из 45 гипса и 1 буры; пропитывают гипс раствором буры и еще раз обжигают при красно-калильном жаре. Этот цемент затвердевает через 4 — 5 часов; его можно употреблять для внутренней штукатурки, а также и для обыкновенной штукатурки наружных стен. После того как он высохнет, можно окрасить его или оклеить обоями. Его нужно растворить возможно меньшим количеством воды, и он может войти в соприкосновение со свежей известью.
Ц. прочный цветной. 1) Серовато-зеленый: 170 кг портландского цемента, 340 кг песка, 22,5 кг ультрамарина, 33 кг желтой охры, по 3,15 кг мыла и квасцов. 2) Серый: 170 кг портландского цемента, 340 кг песка, 22,5 кг ламповой копоти, 16 кг ультрамарина, по 3,15 кг мыла и квасцов. После затвердевания штукатурки поверхность смазывают раствором парафина в керосине.
Ц. гидравлический. Толкут 248 г гашеной извести, 140 г песка, 12 г глета. Полученный порошок разминают в ступке пестиком с 28 — 40 г льняного масла до тех пор, пока не образуется твердая масса, которую перерабатывают как можно лучше. Прехтель нашел, что замазка, приготовляемая из извести, значительно улучшается, если известь вместо обыкновенной воды погасить раствором железно-,го купороса. Надлежащее количество железного купороса растворяют в теплой воде, потом гасят в нем известь обыкновенным образом и примешивают кварцевый песок.
Как сообщить портландскому цементу способность противодействия сильному морозу. В этом направлении были произведены опыты австрийским инженером Рейнгофером, заслуживающие полного внимания. Оказывается, что водный раствор соды вполне предохраняет портланд-ский цемент от вредного действия на его качества сильного мороза. Для опытов был приготовлен известковый раствор из 1 по объему портландского цемента, 1 извести и 3 песка. К этой смеси прибавлено водного раствора соды с таким расчетом, чтобы на каждый литр цемента приходился 1 кг соды, распущенной в 3 л воды. Приготовленная таким образом известковая замазка была подвергнута в течение 14 1/2 часа действию низкой температуры — 31°С, а затем высушивалась в течение 3 часов, и при всем этом цемент вполне сохранял свои качества, не обнаруживая ни малейшего изменения. Отсюда очевидный вывод, представляющий для практики большое значение: заливку портландским цементом можно производить и при сильных морозах, не боясь вредного действия последних, если к цементу будет прибавлен водный раствор соды (углекислый натр) в пропорции, близкой к вышеуказанной.
Ц. для склеивания стекла, а) Берут 1 едкой извести (в порошке), хорошенько растирают с 2,5 свежего яичного белка и затем, разбавив смесь 1 воды, прибавляют 5,5 гипса, после чего состав тотчас же наносится на изломы стекла. Состав этот употребляется только раз и не может быть сохраняем.
б) Хорошим оказывается также состав из свежего, тщательно отжатого творога, к которому примешивается такое количество жидкого стекла, чтобы получилась масса консистенции меда. Этот состав приготовляется заново каждый раз, когда в нем имеется надобность.
в) Растворяют 10 желатина на слабом огне, при легком нагревании, с 15 уксусной кислоты (эссенции) и к полученному раствору прибавляют 5 растертого в порошок двуххромовокислого аммония. Состав сливается в баночку из темного стекла и хранится в темном помещении.
г) Берут 80 белого вара (пека), кипятят его до полной выварки воды, снимают с огня, смешивают с ним, хорошенько растирая, 12 сала и затем постепенно прибавляют порошок красной охры до придания всей массе твердой консистенции. Приготовленный таким образом цемент при употреблении разогревают, пока он не станет мягким, и тогда им склеивают. Цемент быстро твердеет и крепко держит.
д) Распустить на легком огне 125 г истолченной в порошок канифоли, 36 г белого воска и 75 г железного сурика (каль-котар). Затем, когда получится жидкая масса, снять смесь с огня и осторожно (подальше от огня!) прибавить 18 г терпентина и размешивать деревянной палочкой до полного охлаждения, после чего состав готов к употреблению.
Ц. для фарфора и фаянса, а) Для этой цели журнал «Cosmos» рекомендует следующий состав. Берут 125 г свежего, хорошего качества творога и промывают его водою, сильно отжимая до тех пор, пока стекающая вода не будет светлой. Затем творог, промытый таким образом и хорошо отжатый, кладут в фарфоровую ступу, прибавляют туда белки от 3 яиц и сок, выжатый из 7 — 8 головок чеснока. Все это хорошенько растирают в ступке, после чего примешивают понемногу мелко истолченную жженую известь до тех пор, пока вся смесь не превратится в крутую твердую массу. В таком виде полученный состав готов к употреблению и хранится в хорошо закупоренной широкогорлой баночке. Чтобы склеить им какой-нибудь разбитый фарфоровый или фаянсовый предмет, небольшое количество его слегка смачивают водою, покрывают им равномерно поверхности излома и, быстро скрепив разбитые части, дают составу вполне высохнуть в темноте. По свидетельству названного журнала, склеенные этим составом фарфор или фаянс хорошо выдерживает огонь и кипяток.
б) Для починки посуды особенно хорош цемент из гипса, замешанного на яичном белке. Этот цемент очень быстро затвердевает, и поэтому работать с ним нужно очень осторожно.
Ц. для глиняной посуды. Этот способ указан французским химиком Демуле-ном и состоит в следующем. В посуду, подлежащую починке, кладут 3 4 куска сахара, обливают их водою и ставят на сильный огонь. Когда сахар превратится в сироп, им обливают трещину по нескольку раз, продолжая держать посуду на огне. Проникая в скважины, сироп обугливается и образует здесь род цемента, совершенно заполняющего трещину. Демулен рекомендует этот способ преимущественно для химических лабораторий, где глиняные колбы часто трескаются от сильного огня. Но тот же способ вполне пригоден и в домашнем обиходе по отношению к глиняной посуде, употребляемой для варки пищи. Образующаяся в трещине обугленная масса не сообщает пище никакого постороннего вкуса; сама же трещина заделывается этой массой до того прочно, что исправленная посуда может служить наравне с новой.
Ц. для склеивания разбитых оселков. Прежде всего необходимо тщательно вымыть разбитые куски от грязи и жира в щелочной воде. После этого части, которые должны соприкасаться, тщательно посыпают шеллаком и нагревают на плите до тех пор, пока шеллак не расплавится и не заполнит поры. Нагревание должно производиться на гладкой плите, и пламя не должно касаться кусков, иначе они могут треснуть в другом месте. По этой же причине не следует их слишком перегревать. Когда шеллак расплавится, куски складываются вместе, нажимают один на другой и оставляют зажатыми в струбцинке, пока склеенные куски не охладятся. Соединенные таким образом куски настолько прочно склеиваются друг с другом, что не уступают цельному оселку. Хорошо выполненное склеивание не дает ни малейших следов.
Ц. для соединения разбитых углей для дуговых ламп состоит: а) из 12 бронзового порошка и 18 жидкого стекла, б) Для этой же цели можно употреблять также смесь из 1 цинковых белил, 1 перекиси марганца (в порошке) и 1 жидкого стекла. В эту смесь нужно прибавить еще немного хорошо истолченных дуговых углей.
Для того чтобы испытать, хорошо ли склеились куски дуговых углей, берут в руку несколько склеенных углей и прислушиваются, хорошо ли они звенят от легких постукиваний; если хорошо, то они могут идти в дело. Однако склеенные угли не следует сразу пускать в дело, но лучше оставить их просохнуть в течение полусуток.
Ц. китайский «Чио-Лиао». Недавно раскрыт способ приготовления одного из лучших и замечательных китайских цементов «Чио-Лиао», одинаково годного как для склеивания кожаных, мраморных, гипсовых, так и фаянсовых, фарфоровых и др. изделий. Способ приготовления этого цемента весьма несложный: 54 гашеной извести смешивают с 6 квасцов в порошке, затем к ним прибавляют 40 хорошо взбитой свежей крови (теленка, свиньи, курицы и т.п.), после чего всю смесь тщательно растирают до получения совершенно однородной массы тестообразной консистенции. В таком виде «Чио-Лиао» употребляется в качестве цемента для склеивания изделий из вышеназванных материалов.
В более же жидком состоянии он может служить краской для покрытия предметов, которым желают придать прочность и не-промокаемость. Двух-трех слоев такого состава, последовательно наложенных на картон, совершенно достаточно, чтобы придать последнему твердость дерева.
Ц. глицериновый. Способ приготовления этого цемента самый простой. Берется свинцовый глет и растирается самым тщательным образом в тончайший порошок, который затем высушивается в печи при высокой температуре и смешивается с техническим глицерином до получения жидковатой массы, совершенно той же консистенции, в какой употребляется портландский цемент. Приготовленный этим способом цемент превосходит обычный гидравлический цемент своей твердостью и сопротивляемостью. Глицериновый цемент быстро затвердевает на воздухе и в воде; абсолютно непроницаем для сырости; при затвердении объем его почти нисколько не изменяется, благодаря чему этот цемент не дает ни малейших трещин, ни малейших скважин. Не боится глицериновый цемент и температуры достаточно высокой, о чем можно судить по тому, что, как показали опыты, он без всякого изменения выдерживает нагревание до 300°С. Наконец, еще одно прекрасное свойство глицеринового цемента: он прочно склеивает различного рода предметы из фарфора, фаянса, простой глины и пр., причем склеенные части не боятся ни воды, хотя бы горячей, ни вообще высокой температуры.
Ц. казеиновый. Свежий творог из снятого молока, освобожденный от сыворотки отжиманием, высушивается тонкими слоями и превращается в порошок. 10 этого порошка и 1 порошка негашеной извести размешиваются с таким количеством воды, чтобы получилась полужидкая кашица, которую и употребляют немедленно.
Ц. для янтаря. Приготовляют слабый водный раствор едкого кали, смачивают им поверхность янтаря, подлежащую склеиванию, и затем, слегка подогрев, сильно прижимают переломанные части друг к другу. Последние склеиваются при этом очень прочно, и если части подогнаны хорошо, не остается даже ни малейшего следа в местах склейки.
Ц. для склеивания изделий из целлулоида. Ввиду обширного применения в последнее время целлулоида, допускающего имитацию (подделку) слоновой кости, черепахи, кораллов и т.п., будет не бесполезно узнать простой и легкий способ склеивания поломанных, вещей из этого состава. Для этого достаточно смочить края излома уксусной кислотой или эссенцией, затем, плотно прижав их друг к другу, удержать в таком виде некоторое время. Если поверхности излома подогнаны хорошо, части склеиваются, точнее, спаиваются очень прочно. Действие уксусной кислоты основано на частичном растворении целлулоида в поверхностях смачивания, который затем снова затвердевает, и таким образом изломы спаиваются.
Ц. для прик0епления ножей и вилок к ручкам. Для этого рекомендуется множество различных составов. Самый простой способ прикрепления: а) порошком канифоли наполняют отверстие в ручке и, нагрев хорошенько металлический стержень ножа или вилки, вставляют его в отверстие; расплавляющийся при этом порошок канифоли, остынув, затвердевает и довольно прочно держит нож или вилку в ручке. Но при таком скреплении ножи и вилки нельзя мыть в горячей воде.
б) В этом отношении следующие составы дают более удовлетворительные результаты: сплавляют 1 воска с 3 канифоли и, наполнив этой смесью отверстие в ручке, вставляют ножи и вилки. Таким же образом употребляются в горячем расплавленном состоянии и следующие составы: к 2 расплавленного шеллака примешивают 1 отмученного мела или сплавляют вместе: 8 канифоли, 2 воска и 4 крокуса.
в) Специально для металлических ручек рекомендуется след, состав: 3 серы сплавляются в 5 канифоли и 1 церезина (минеральный воск). Когда смесь сплавится в однородную массу, прибавляют к ней, хорошенько размешивая, 2 ч кирпича, истолченного в мелкий порошок. Этой горячей массой наполняют отверстия и вставляют ножи и вилки. При помощи такого состава ножи и вилки держатся в ручках очень прочно.
Названия (марки) лакокрасочных материалов унифицированы. В начале марки ставятся две буквы (см. таблицу), обозначающие пленкообразную основу.
После букв ставятся одна или две цифры, которые обозначают область применения:
Источник