Что такое штукатурка историческая

История появления штукатурки

Сегодня самым универсальным отделочным покрытием для потолочных и стеновых поверхностей является штукатурка. Ведь почти в любом строении и помещении можно увидеть поверхности, на которых наложена штукатурка. Появление штукатурки началось ещё в Римской Империи, именно в то время этот материал стал упоминаться как вид отделочного покрытия. Как все знают, Древний Рим всегда отличался быстрым развитием строительных отраслей, тогда строили множество каменных зданий, поэтому там открыли строительные материалы, такие как бетон и цемент. Штукатурка была востребованной у различных слоёв населения, штукатурную отделку делали зажиточные домовладельцы и даже горожане с малым достатком. После изготовления мраморных плит и блоков оставалось много мелкоразмерного боя и мраморной мыли, поэтому римляне решили использовать эти отходы, так и появилась на свет декоративная штукатурка. При помощи декоративной штукатурки появлялись огромные холсты, на которых великие художники того времени творили на куполах готических соборов. С годами декоративная штукатурка становилась все более популярной.

На данный момент строительная индустрия значительно шагнула вперёд, тем самым усовершенствовался этот вид отделочного покрытия, появились новые свойства и качества. Штукатурные смеси разделяются на полимерные и минеральные. Полимерные штукатурки считаются прочными, долговечными и практичными, в их состав входят силикон и акрил. А минеральные штукатурки экологичны, они оптимизируют микроклимат в любом помещении и могут даже «дышать», имеют наполнители, такие как мел, цемент и известь.

Широчайший выбор различных декоративных штукатурок удивляет, ведь с помощью этого строительного материала можно создать различные фактуры, тиснения, а многообразие цветов и оттенков декоративных штукатурных смесей позволяет создать индивидуальный дизайн помещения.

Читайте также:  С днем соленого цемента мем

Специализированные штукатурные составы могут использоваться как огнезащитные материалы для бетона и железобетна, теплоизоляционные, гидроизоляционные и антисептические. Составы штукатурной смеси для огнезащиты используют при обработке деревянных и металлических конструкций, сооружений и зданий. В теплоизоляционные составы входят пористые наполнители, которые сопротивляются с теплоотдачей. В состав гидроизоляционных составов вводится основа портландцементов. А в антисептические составы входят вещества, которые не позволяют развиваться грибкам и плесени на стенах.

Источник

Штукатурка немного истории

Штукатурка как отделочный материал появилась давным-давно – в Древнем Риме, Египте и Персии в качестве материала для строительства использовалась гипсовая штукатурка. Примерно в это же время ее стали применять в качестве защитного слоя стен, выложенных кирпичом. Строители тех лет обнаружили декоративные свойства штукатурки – ею стали украшать непривлекательную внешне кирпичную кладку, а также начали использовать под основу для росписи стен и потолков. Благодаря тому, что материал мог схватиться практически с любой поверхностью, его повсеместно стали применять во внутренней и наружной отделке строений, из него можно было лепить и формовать разные архитектурные элементы. Появлялись балконные и оконные решетки из гипсовой штукатурки. Из нее же строились склепы, сооружались купола различных конфигураций. У персидских строителей гипсовая штукатурка стала одним из самых востребованных отделочных материалов, благодаря которой они смогли реализовать необыкновенные архитектурные проекты.

В Персии проблем с добычей гипса тогда не было. Из каменного карьера его перевозили на мулах к печам, где он подвергался обжигу и измельчению до размеров гальки, после чего его тщательно перетирали дробильными валиками. В процессе замешивания с водой смесь быстро твердела, и чтобы раствор не застыл окончательно, его приходилось без конца взбалтывать, пока он потеряет свои вяжущие свойства. Такую штукатурку слоями наносили на основание и ждали, когда она затвердеет. Для большей изысканности сверху штукатурный состав присыпали тальком и основательно натирали. Те же поверхности, что предназначались для росписных работ, поливали маслом из льна, промокали специальной пропиткой из сандаркового масла.

Штукатурка приобрела особую популярность в Персии во времена правления царской династии Ахеменидов. Многие стены дворцов правителей покрывались штукатуркой, подкрашенной натуральной краской, а колоннада в сокровищнице была отделана штукатурной смесью, нанесенной на жгут из тростника, намотанный на деревянный стержень. Таким образом декорировали стены и колонны в эллинистический и парфянский период. К примеру, помимо скульптурных барельефов, стены одной из крепостей постройки того времени изобилуют лепным и резным орнаментом. Основания для отделки разделяли на части — панно и пояса, а элементы рельефа красили контрастными оттенками красок. Аналогичный декор из штукатурки широко применялся и в архитектурных проектах времен Сасанидов: все колонны и стены укрепляли штукатурным составом, после чего на него наносились орнаменты флористической, зооморфной или же антропоморфной тематики. В таком стиле были выполнены стены дворцов в северной части Ирана, раскопанные археологами на юго-востоке Дамгана.

Техника декорирования с помощью оштукатуривания развивалась постоянно. Во время правления Омейядов строители также вовсю использовали штукатурные растворы для создания основного декоративного массива дворцов, находившихся в столице древней Персии, Рее, что недалеко от нынешнего Тегерана – барельефы, статуи, элементы внутреннего декора, изображающие людей и представителей фауны тех мест, оказались наиболее востребованными архитектурными формами, которыми украшали здания правивших тогда халифов. Несколько величественных дворцов было возведено в IX веке в Самарре – жженый кирпич облицован в них гипсовой штукатуркой высокого качества. Вскоре техника штукатурного декора была взята на вооружение во многих других местах и распространилась, в итоге, по всей территории исламского мира.

Грубо говоря, можно выделить 3 основных стиля лепных и резных орнаментов – A, B, C. В первых двух доминируют растительные мотивы, тогда как в орнаментах третьего стиля с характерным косым врубом преобладают повторяющиеся изогнутые линии со спиралевидными завитками на концах. Образцы орнаментов типа A и B можно наблюдать на девяти минаретах в городе Балхе (Афганистан). Архитектура мечети в Наине, построенной в X в., отличается богато украшенными орнаментами первого и второго типа – колонны, шесть эркеров, 3-ярусный михраб выделяются среди прочих элементов характерным штукатурным декором. Считается, что коническая резьба впервые была применена в 1037 году н.э. на штукатурном панно в погребальной мечети в Язде. Поскольку согласно предписаниям Корана не разрешается каким-либо изображать человека в любом религиозном контексте, традиционно в мечетях панно и гробницы украшаются растительными элементами или геометрическими фигурами, хотя антропоморфные мотивы присутствуют на некоторых восточных барельефах и балюстрадах, не имеющих прямого отношения к исламскому вероучению.

Удивительная техника «ганчей» в упрощенном варианте встречается в интерьере средневековых михрабов Персии. В частности, это михрабы ардестанских мечетей – на них арабески из стеблей и листьев производят впечатление некоего движения. В качестве еще одного примера можно взять впечатляющий михраб из джума-мечети Исфахана, возведенной в начале XIV в. Нескольким позже лепные украшения стали добавлять в декор склепов и непосредственно гробниц. В дополнение к декору шла роспись (например, мечеть и мавзолей Гохаршад в Иране, 1418 год). При Сафавидах строители также пользовались штукатурной отделкой – внутренние убранства дворцов составляли сталактитовые конструкции и ниши с предметами из фарфора и разными керамическими изделиями. Из плит на основе гипсовой штукатурки вырезались решетки для окон и балконов, а проемы заполнялись стеклянными витражами (например, мечеть в Исфахане, 1618-1619 гг.). С этого же времени штукатурку стали использовать в оформлении зеркал, а красочная резьба по гипсовой штукатурке, получившая название «ганчей», превратилась в эталон декоративной отделки в знатных иранских домах и дворцах во времена Каджаров.

Источник

Штукатурки — многовековой опыт и современные инновации

Штукатурка – затвердевший слой или декоративный элемент, образованный раствором на поверхности внутренних и наружных стен, потолков, сводов здания или архитектурного сооружения. Штукатурки широко используются на протяжении веков.

Ранние штукатурки были на основе извести. Около 7500 года до нашей эры жители поселения Эйн-Газаль в Иордании использовали известь, смешанную с необожженным дробленым известняком для покрытия стен, полов, очагов в своих домах. Часто стены и полы были украшены красными нарисованными пальцами узорами и орнаментами. В древней Индии и Китае гипсовые и глиняные штукатурки использовались для получения гладкой поверхности на грубых каменных или кирпичных стенах, в то время как в Египте известковые и гипсовые штукатурки украшали гробницы, которые часто окрашивалась или раскрашивалась.

Рельефная структура штукатурок использовалась на всей территории Римской империи. Римляне использовали смесь извести и песка для слоя базовой штукатурки, на который наносились декоративные штукатурки на основе гипса, извести, песка и мраморной пыли более тонкими слоями, для повышения стойкости к воздействию воды добавлялись пуццоланы (вулканические осадочные породы). После падения Римской империи добавление мраморной пыли не практиковалось вплоть до эпохи Возрождения. Около IV века до н.э. римляне обнаружили свойства гидравлической извести, которая при добавлении высокореактивных форм кремнезема и глинозема, например, вулканических пород и может быстро затвердевать даже под водой. Эти технологии не пользовались популярностью после римского периода вплоть до XVIII века.

Декоративные штукатурки с другой стороны в виде лепнины широко использовались в Европе в средние века, где с середины XIIIвека гипсовые штукатурки использовались дня интерьерной и фасадной отделки. Органические волокна применялись для усиления штукатурки — армирования, добавками для пластичности служили солод, моча, пиво, молоко и яйца.

В XIV веке декоративные штукатурки использовались в Юго-Восточной Англии для фасадной отделки деревянных домов. Это были вырезанные по форме, литые или моделируемые орнаменты из известковой или известково-гипсовой штукатурки. В этот же период в Европе вновь начинает широко использоваться терракота для производства орнаментов.

В середине XV века венецианские строители разработали новый тип декоративной штукатурки под названием marmorino (искусственный мрамор) – то, что сейчас называется венецианской штукатуркой.

В XVIвеке баварскими штукатурами были разработаны новые высокоэффективные декоративные штукатурки для внутренней отделки – скальол, из гипса, органического вяжущего и пигментов, используемых для имитации цветного мрамора и имитации инкрустации (pietre dure). Песок, мраморная пыль и известь также иногда добавлялись. В это же время в Германии благодаря итальянским мастерам появилась техника сграффито или процарапывания, которая сочеталась с техникой лепного декора. Этот метод практиковался в древности и был описан флорентийским архитектором Визари как быстрый и прочный способ украшения фасадов зданий. Контрастные по цвету слои декоративной штукатурки последовательно накладывались друг на друга и верхний слой снимался или процарапывался в определенных местах для того, чтобы открыть слой под ним.

XVII век ознаменовался появлением различных видов внутренних декоративных штукатурок. Мраморная штукатурка представляла собой искусственный мрамор сна основе гипса (иногда с известью), пигментов, воды и вяжущих. Глянцевая штукатурка (Lucido) была другой формой искусственного мрамора, где тонкий слой извести или гипса укладывался поверх базового слоя извести, с пигментами нанесенными на поверхность мокрой штукатурки.

XVIII столетие возродило интерес к инновационным фасадным декоративным штукатуркам. Масляные мастики представленные в Великобритании в этот период включали в себя «Состав или каменную пасту», запатентованную Дэвидом Уорком в 1765 году. Это была смесь на основе извести, включавшая смолы, скипидар или льняное масло, помимо других ингредиентов. Другой состав, включающий олифу, был запатентован 1773 году преподобным Джоном Лайрдетом. Аналогичный продукт был запатентован в 1777 году Джоном Джонсоном. Они широко использовались архитектором Робертом Адамом, заказавшим их Джонсону для сокращения использования прессованной древесины самшита.

В 1774 году во Франции был опубликован состав древней штукатурки в переведенном на английский язык трактате «Практическое эссе о цементе и искусственном камне, по праву считающихся греческими и римскими». После этого и благодаря провалу масляных шпаклевок, штукатурки на водной основе завоевали популярность во второй половине XVIII века во второй раз.

В 1779 году были запатентованы смеси для замешивания, в том числе состоящее из извести, песка, костной золы и гашеной извести по рецепту доктора БрайанаХиггиса.

Различные эксперименты на основе извести и вулканических пород проводились в XVIII веке. Джон Смитон с 1756 года экспериментировал с гидравлической известью и пришел к выводу, что лучшая получается путем обжига известковой породы, содержащей большое количество глинистого материала.

В 1796 году Ревд Джеймс Паркер запатентовал «Римский цемент» Паркера. Это было гидравлическое вяжущее, которое при смешивании с песком, может использоваться в качестве штукатурки. Данный состав также мог использоваться для создания молдингов и других украшений. Однако состав имел непривлекательный коричневый цвет, который должен был маскироваться отделкой поверхности.

Природные вяжущие часто использовались для изготовления лепнины в течение 1820-х годов. Популяризация портландцемента изменила состав штукатурки и в качестве раствора и твердого материала. Развитие искусственных вяжущих началось в начале XIX века. В 1811 году Джеймс Фрост получил патент на искусственное вяжущее — цемент, полученное в результате легкого обжига молотого мела и глины вместе. Французский инженер Луи Вика в 1812-1813 экспериментировал с обжигом искусственной смеси известняка и глины, продукт был представлен в 1818 году. В 1822 году в Великобритании, Джеймс Фрост запатентовал похожий процесс, результат которого назвал «Британским цементом». Портландцемент, запатентованный в 1824 году Джозефом Аспидином, был так назван потому, что должен был напоминать портландский камень. Его сын Уильям, а позже Исаак Джонсон улучшили производственный процесс. Современный портландцемент производится примерно с 1845 года.

Таким образом, с 1860 годов традиционная штукатурка состоит в основном из цемента, смешанного с некоторым количеством извести. Штукатурка стала более универсальной и прочной. Спектр возможных применений также расширился, она стала пригодна не только для покрытия кипричной кладки, но и дерева, и металлической сетки на деревянной раме. С этого момента штукатурка перестала нести чисто декоративную функцию и стала неотъемлемой частью конструкции здания. В начале XIX века фасады начинают раскрашиваться – масляная краска для наружных стен была представлена в 1840 году.

XIX век также увидел возрождение масляных шпаклевок. В Великобритании были получены патенты для составов в 1803 году Томасом Фюльхером, в 1815 году Кристофером Дилом, в 1817 Питером Хамелином. Эти масляные шпаклевки, также как и те, что были до них, просуществовали не долго не составив существенной конкуренции декоративным штукатуркам.

Литые блоки искусственного камня или наливной бетон стали популярны вместо карьерного камня в XIX веке. Однако это не было первый раз, когда искусственный камень получил широкое применение. Еще в 1770 году Элеонора Коаде создала искусственный камень, который использовался для отливки статуй и архитектурных украшений. После закрытия фабрики в Южном Лондоне производство остановилось, и рецепт был утерян. К середине XIX годов производимые искусственные камни стали готовы для использования в строительстве. Они изготавливались главным образом из цементной смеси, включающей мелкие и крупные наполнители для текстуры, пигментов для окраски и имитации природного камня, а также других добавок.

Кроме того, в XIX столетии появились различные смеси модифицированных гипсовых штукатурок, такие как цемент Кина. Эти материалы использовались в качестве интерьерных, улучшая качества традиционной гипсовой декоративной штукатурки и застывая медленней, что обеспечило более легкое нанесение.

Текстурированные или моделируемые штукатурки, вдохновленные стилем раннего модерна, были возрождены дизайнерами в конце XIX века и начале XX века в Англии. Декоративные моделируемые штукатурки актуальны и сегодня, а благодаря новым технологиям производства и техникам применения, возможности в области фасадной и архитектурной отделки стали по истине безграничны.

Компания Baumit, специализирующаяся на производстве декоративных штукатурок, начала свою историю в 1988 году, аккумулировав многовековой опыт производства смесей на основе извести, и за более чем столетнюю историю обзавелась заводами в Австрии и Германии. Лидирующие позиции в Европе марке Baumit обеспечили постоянные инновации, забота об экологии и социальная ответственность. Группа компаний Baumit имеет филиалы в 28 европейских странах, включая Россию, и Китай. На 33 заводах компания производит около трех миллионов тонн сухих штукатурок в год. В последнее время популярность завоевывают готовые пастообразные декоративные штукатурки Baumit, не требующие замешивания и выравнивания по цвету. Благодаря постоянной исследовательской деятельности и нано-технологиям современные декоративные штукатурки Baumit обладают таким качествами, о которых архитекторы эпохи Возрождения не могли и мечтать – водоотталкивание, самоочищение, подавление развития плесени и грибков, стойкость к воздействию УФ-лучей – выцветанию, ударопрочность, а также имеют самый широкий в Европе спектр доступных цветов, включая насыщенные темные и яркие цвета.

Германия, город Винер-Нойштадт, здание в стиле модерн, площадь фасада — 1000 м 2 ,
использованные материалы Baumit: ArtLine Metallic, TiefenGrund, SilikatColor, PutzSpachtel

Источник

Оцените статью