Что называется архитектурными деталями штукатурки поясните

Архитектурные детали зданий и их отделка

Внутреннее пространство здания (интерьер) и наружный вид здания (экстерьер), или фасад, отделывают различными штукатурками, украшают архитектурными деталями (рис. 2). Цоколь 9 может быть отделан цементными или каменными штукатурками с гладко затертой поверхностью.

Рис. 2. Архитектурные детали здания:
1 — рустованная лопатка, 2 — ниша, 3 — статуя, 4 — русты, 5 — лестница, 6 — двери, 7 — пилистры, 8 — окно, 9 — цоколь, 10 — филенки, 11 — лобовой карниз, 12 — балюстрада, 13 — акротеры (вазы), 14 — аттик, 15 — поле фронтона, 16 — фронтон, 17 — аркада, 18 — раскреповки

В кирпичных стенах устраивают ниши 2 прямоугольной, полуциркульной или круглой формы, простые или оформленные различными тягами, пилястрами 7, колоннами. Внутри ниш часто устанавливают статуи, вазы или картины. Колонны и пилястры устраивают на всю высоту здания либо в пределах одного или нескольких этажей. Стены также украшают карнизами, филенками, лопатками, рустами. Карнизы 11 бывают лобовые, или венчающие, завершающие верх здания, или междуэтажные, отделяющие один этаж от другого. Филенки 10 — рамки, окружающие определенное поле стены, потолка, свода. Лопатки 1 — узкие вертикальные полосы. Они бывают гладкие или рустованные. Русты 4 — это швы, отделяющие камни друг от друга. Кладку или облицовку стен здания выполняют грубо отесанными плоскими либо выпуклыми камнями. Русты бывают простой или сложной формы. По стенам фасадов часто устраивают пояски — тяги тупого профиля, располагая их на уровне междуэтажных перекрытий, создавая горизонтальное членение стен. В некоторых случаях отдельные части фасада делают слегка выступающими. Выступы профилируют, образуя раскреповки 18. Узкая профилированная часть пилястры также называется раскреповкой.

Читайте также:  Цемент стеклокристаллический марки сц 90 1

Окна и двери могут служить для украшения фасада. Их располагают в одиночку или группами. По форме окна бывают прямоугольными, полуциркульными 8, круглыми, овальными. Полуциркульные двери 6 и окна часто располагаются рядом, образуя аркаду 17. Аркада — это ряд повторяющихся одинаковых проемов, перекрытых арками. Для оформления окон и дверей применяют наличники, карнизы, контрналичники, сандрики. Под окнами и на крыше делают пьедесталы, балюстрады 12. Окна и двери могут быть оформлены полным или неполным архитектурным ордером (см. рис. 87).

Стены часто завершают парапетами и аттиками 14. Парапет возвышается на 70. 100см над крышей и служит одновременно ограждением и украшением. Парапет бывает в виде сплошной стенки или отдельных столбов-балясин, которые образуют балюстраду. Аттик 14 представляет собой стенку с цоколем и карнизом. Поле или стенку аттика обрабатывают филенками. На стенках иногда делают буквы или надписи. Верхние части стен часто делают треугольной формы. Треугольник, образуемый горизонтальным и двумя наклонными карнизами, называется фронтоном 16. Стена между этими карнизами называется полем фронтона 15.

На углах и вершине фронтона или на столбах балюстрады ставят украшения треугольной формы — акротеры 13, вазы, статуи, треножники.

Потолки и своды в больших помещениях украшают квадратными, прямоугольными, круглыми, многогранными углублениями — кессонами (см. рис. 56). Кессоны разделяют между собой гладкими дорожками или тягами. Иногда кессоны вытягивают из толстых (наметистых) тяг.

Рис. 3. Архитектурные обломы:
1 — полочка, 2 — пояс, 3 — плинт, 4 — слезник, 5 — вал, 6 — прямой четвертной вал, 7 — обратный четвертной вал, 8 — выкружка, 9 — прямая четвертная выкружка, 11 — прямой сложный вал, 12 — обратный сложный вал, 13 — прямая сложная выкружка, 14 — обратная сложная выкружка, 15 — прямой каблучок, 16 — обратный каблучок, 17 — прямой гусек, 18 — обратный гусек

В местах соединения потолка и стен выполняют тяги, или карнизы, из набора архитектурных обломов. Архитектурные обломы (рис. 3) по очертанию профиля бывают прямолинейные и криволинейные. Из сочетания простых обломов получаются сложные обломы, например астрагал, представляющий собой валик с полочкой. Из прямолинейных, простых криволинейных и сложных криволинейных обломов составляют архитектурные профили тяг на карнизах (рис. 4), ордерах, капителях, поясках и т. д.

Рис. 4. Карниз из архитектурных обломов:
1, 3 — полочки, 2 — гусек, 4, 6 — каблучки, 5 — слезник, 7, 9 — четвертные валы, 8, 10 — полки

Источник

15. Оштукатуривание архитектурных деталей

15. Оштукатуривание архитектурных деталей

Прямолинейные тяги. Штукатурной массе можно придать любую форму, пользуясь для этого шаблонами различной конфигурации. Фасонные детали, которые приходится выполнять штукатуру, могут быть прямолинейными и криволинейными.

В предыдущей главе были приведены способы выполнения рустованных камней. Это пример исполнения прямолинейных архитектурных деталей, особенно вытягивания с помощью специальных шаблонов глубоких фасонных рустов.

Наиболее часто штукатуру приходится исполнять такие прямолинейные архитектурные детали, какими являются карнизы. Их применяют для украшения как внутренних помещений, так и фасадов зданий.

Простейшим карнизом является падуга — четвертная выкружка в верхнем углу комнаты. Ее делают после того, как на потолке и стене нанесены подготовительные слои штукатурки. По линии угла ковшом или лопаткой набрасывают раствор, разравнивают полутерком, придавая необходимую форму. Если падуга имеет небольшой радиус, то после накрывки ее затирают небольшим, узким полутерком. Для получения более точной отделки применяют галтельную терку, имеющую профиль падуги (рис. 70). Ею работают так же как при обработке лузг, двигая терку по горизонтали. В особенно ответственных случаях падуги вытягивают шаблоном.

Все фасонные карнизы тянут только шаблонами.

Шаблоны изготовляют в натуральную величину из досок и брусков и оковывают с одной стороны кровельным железом, вырезанным

в соответствии с заданным профилем. На противоположной стороне профильной доски снимают фаску под углом 45°. Фаску называют «лоск», железную оковку — «обдир». Железо против доски выдвигают на 3–4 мм.

Шаблон может быть более простой конструкции, когда по направляющей рейке скользит обычный полозок (рис. 71), или улучшенной — для более тяжелых шаблонов, которые для облегчения движения снабжают роликами (рис. 72).

Если тянут профиль из декоративного раствора с крупным наполнителем, то делают двойную металлическую оковку. Первую оковку выдвигают против доски на 3–4 мм, а поверх прибивают вторую того же профиля, выдвигая ее против первой на 5 мм (рис. 73).

Одним шаблоном не удастся протянуть прямую часть карниза и угол. Для углов нужен особый шаблон, где профильная доска расположена под углом 45° к полозкам (рис. 74) и оковка расположена по-иному (рис. 75).

Предъявляют очень высокие требования как к точности изготовления шаблонов, так и к установке их и направляющих реек, по которым шаблоны движутся. Ведь отмазки будущего карниза (крайние участки, заходящие на стену и потолок) будут служить маяками для накрывочного слоя. Поэтому накрывку делают всегда после тяги карнизов.

Направляющие рейки ставят на стене и потолке. К кирпичным и бетонным стенам их «примораживают» раствором из чистого гипса и крепят специальными рейкодержателями.

На деревянных стенах и потолках рейки крепят «лепухами» (часть рейки длиной 40–50 см, шириной 6–8 см). На расстоянии трети от края рейки забивают гвоздь — вот и вся конструкция. Противоположный край прижимает рейку снизу, не доходя до края на треть ее ширины. После полной выверки «лепухами» плотно прижимают рейки и для большей надежности их подмазывают гипсовым раствором.

В зависимости от того, на какое расстояние будет выступать карниз, ставят или не ставят металлическую сетку. Сетка необходима, если карниз имеет вынос от стены и потолка более чем на 25 см.

Отделку карнизов начинают с нанесения грунта обычным способом. Раствор между рейками набрасывают слоями не толще 10 мм (используют известково-алебастровый раствор 1:3) и каждый слой разравнивают шаблоном. Следующий слой не кладут, пока предыдущий не схватится.

Вытянув карниз начерно, нужно его несколько раз хорошо продрать шаблоном. Затем смахивают кистью с карниза и реек все песчинки, тщательно промывают водой шаблон и растворный ящик. Сеют гипс через сетку с ячейками 0,5 мм, размешивают с водой до жидкой консистенции. Пропускают через сетку с ячейкой 1 мм.

Выждав, пока масса начнет густеть, быстро наносят ее на карниз мастерком или ковшом Шаульского и тянут шаблон «на лоск». На тяге не должно оставаться ни одной царапины, именно для этого и нужно было так тщательно готовиться к накрывке.

И еще один совет. Производя накрывку, надо двигать шаблон не слева направо, а справа налево, вперед фаской. Тогда поверхность получится гладкой.

При вытягивании карнизов из декоративных штукатурок нужно брать для обрызга и грунта те же растворы, которые служат для этих целей при оштукатуривании всей плоскости фасада; это необходимо, чтобы не было расхождения в цвете между карнизом и стеной. Вытянув профиль карниза по грунту «на сдир», поверхность тяги нацарапывают, выдерживают некоторое время, набрасывают накрывочный слой декоративного раствора и тянут профиль «на лоск» (рис. 76). Для накрывки употребляют декоративный раствор одного тона со стеной.

Криволинейные тяги. При производстве прямолинейных тяг, как говорилось выше, направляющими служат прямые рейки. А как быть, если нужно выполнить тяги круговые, полуциркульные, эллиптические? Здесь нужен иной инструмент, другой подход к работе.

Тяги различного вида кривизны выполняются с помощью так называемой воробы — профильной доски с подвижной радиусной рейкой. Каждый вид криволинейных тяг требует соответствующего ей инструмента. Чтобы его изготовить, надо, прежде всего, определить центр кривизны и длину радиуса каждой данной тяги.

Начнем с наиболее простой тяги — полуциркульной арки (рис. 77).

Здесь найти центр кривизны легко: поскольку арка представляет половину окружности, центр ее лежит на середине ширины проема. По диаметру будущей арки помещают рейку со штырем в центре. Вороба на своей рейке имеет отверстие, удаленное от нижней профильной грани воробы на расстояние радиуса арки. Посадив рейку воробы на штырь, рабочий ведет профильную доску по кругу, вытягивая нужный профиль.

Центр в пологой (или сегментной) арке (рис. 78) лежит на половине ширины проема на пересечении линий пят арки. В этой точке и ставят рейку со штырем, помещая на него рейку воробы, и ведут профиль.

Может случиться, что тяга имеет большой радиус кривизны (арка настолько полога, что центр кривизны располагается даже где-то под полом), тогда тягу выполняют без воробы. Для этого делают лекала — криволинейные направляющие (рис. 79) и по ним ведут шаблон. Лекала выполняют из сосновых реек. Чтобы они не ломались, их замачивают в воде. На одной стороне рейки до половины ее ширины через 5–6 см делают пропилы и сгибают рейку, чтобы пропилы сошлись.

Криволинейные направляющие можно выпилить из доски.

Тяга кругов и круглых розеток. На стене эта тяга производится по тому же принципу, что и при отделке арок, только здесь тянут круг, а не полукруг или сегмент.

Несколько сложнее вытянуть круглую розетку на потолке. Здесь приходится между полом и потолком устанавливать вращающуюся стойку. На потолке отмечают центр круга. Из этой точки опускают отвес и переносят отметку на пол. Между ними и ставят вращающуюся стойку, на которой укреплена профильная доска (рис. 80).

Для тяги купола применяют шаблон, изображенный на рис. 81.

Есть еще несколько видов арок различной конфигурации, которые требуют более сложного геометрического построения для определения центров радиусов коробы, поскольку обычно приходится вести криволинейные тяги из нескольких центров. Так из двух центров тянут стрельчатые (рис. 82), из трех или даже из пяти — коробовые.

Остроконечные арки имеют участки радиусных и прямолинейных тяг. Сложны по своему построению контуры эллиптических тяг, тяг криволинейных суживающихся профилей, криволинейных тяг с центрами кривизны с двух сторон тяги. Во всех этих случаях квалифицированный штукатур должен иметь специальные познания, чтобы не только уметь прочесть чертеж, но и перенести его контуры на плоскость.

Читайте также

Краткий словарь архитектурных терминов

Краткий словарь архитектурных терминов Антаблемент (франц. entablement, от table — стол, доска) — верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, — составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть — архитрав,

Магия деталей

Магия деталей Николя Лестаж (16?? — 16??)На гербе, пожалованном ему его царственным покровителем, королём Франции Людовиком XIV, на лазурном поле красовался сапог, увенчанный короной, в окружении двух геральдических лилий. Что могло заставить монарха, который задавал моду

Оштукатуривание стен печи

Оштукатуривание стен печи После полного высыхания печи выполите отделку ее стен. Если вы оставляете печь без отделки, то зашлифуйте все неровности красного кирпича, швы расшейте. Цвет кирпича можно усилить слабым раствором соляной или серной кислоты.Печь-каменку можно

Использование деталей окружающей обстановки

Использование деталей окружающей обстановки Умение использовать окружающую местность для своей пользы и принятие во внимание предметов обстановки дают огромное преимущество в реальной схватке и являются одним из важнейших отличий спортивных единоборств от

6.2.1. Повреждение деталей подвески

6.2.1. Повреждение деталей подвески Под этим можно подразумевать разрыв рулевой тяги, повреждение обода колеса, прокол или взрыв шины и т. д. Причем это может произойти как самопроизвольно, от старости деталей, так и вследствие удара передним колесом о бордюр. При

3. Изгиб деталей

3. Изгиб деталей (I) Разрешается править только те изогнутые детали, о которых даны указания в настоящем Руководстве.Правку деталей производить без нагрева, медным или деревян­ным молотком, на гладкой стальной или свинцовой плите, а в от­дельных случаях (изгиб осей рамки

10. Наплавка и сварка деталей

10. Наплавка и сварка деталей При ремонте деталей наплавкой в местах перехода от наплав­ленного слоя к основному металлу допускаются небольшие чер­новины и раковины. Допускается также повторная сварка или на­плавка с предварительной подготовкой под сварку, если нет

Б. Подготовка деталей к очистке

Б. Подготовка деталей к очистке 4. Обезжирить детали в ванне, содержащей раствор следующего состава: кальцинированная или каустическая сода 100 г вода 1 л или мыло твердое 30 г вода 1 л Обезжиривать детали в кипящем растворе.5. Промыть детали в холодной

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОКСИДИРОВАНИЮ ДЕТАЛЕЙ РЕВОЛЬВЕРА

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОКСИДИРОВАНИЮ ДЕТАЛЕЙ РЕВОЛЬВЕРА Для предохранения металлических деталей револьвера от ржавления поверхность деталей оксидируется.Для получения качественного оксидного покрытия рекомен­дуется следующая схема технологического процесса:1. Подготовка

13. Оштукатуривание фигурных поверхностей

13. Оштукатуривание фигурных поверхностей Отделка углов. Любое помещение имеет, естественно, не только плоские поверхности стены и потолки, а и углы, откосы, русты, карнизы, ниши и все это требует отделки, причем особенно тщательной. Если на большой прямой плоскости

Источник

Оцените статью